Информационное взаимодействие с региональными органами власти
Хургин В.М.

Информационное взаимодействие с региональными органами власти
_________________________

Хургин В.М.




Настоящая статья — это сегодняшний взгляд на возможности реализации правовой информатизации России, а сформулированные предложения — необходимый перечень действий, обусловленных поставленными задачами.

С точки зрения организации, можно сказать, что по проблемам правовой информатизации принят ряд последовательных решений, а именно:

1. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 363 "О внесении изменений в Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации" на ГПУ возложены функции генерального заказчика по созданию систем правовой информации, а также по организации и ведению эталонного банка данных правовой информации.

2. Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации" на ФАПСИ возложены функции по реализации программы правовой информатизации России; научно-технический центр правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее — НТЦ "Система") определен центральным узлом системы правовой информации России и ему поручено организовать оперативное обслуживание и поддержку эталонного банка данных правовой информации; на ГПУ возложены обязанности по рубрицированию нормативных актов центральных органов федеральной власти согласно рубрикаторам, утверждаемым и обновляемым в ГПУ, и координация планов и работ по реализации программы правовой информатизации России.

3. Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 963 "О мерах по реализации правовой информатизации России" на НТЦ "Система" возложены функции головной организации по реализации правовой информатизации России; введена должность и назначен генеральный конструктор правовой информатизации России.

4. Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 утверждена Концепция правовой информатизации России.

5. В целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171 утвержден общеправовой классификатор отраслей законодательства.

6. Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1994 г. № 223 образована Федеральная комиссия по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации и утверждено Положение об этой Комиссии.

7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" признано целесообразным создание банка данных ведомственных нормативных актов в Научном центре правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации,

Таким образом, в сфере правовой информатизации прорисовывается достаточно ясный алгоритм как построения государственной системы правовой информации, так и путей и способов доведения этой информации до негосударственных структур и граждан России.

На сегодняшний день имеем, во-первых, Федеральную комиссию по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации, которая де-юре по утвержденному Положению и де-факто по персональному составу является высшей инстанцией в рассматриваемой области; во-вторых, генерального заказчика, функции которого возложены на Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации", и, наконец, головного исполнителя и головную организацию по реализации правовой информатизации России, которыми объявлены соответственно ФАПСИ и НТЦ "Система".

Одновременно следует отметить, что сущствует четкая процедура официального опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативных актов. Недавно принят Федеральный Закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания". Не заостряя внимания на проблеме в целом, отметим лишь, что новым в практике является установленное Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 и от 9 августа 1994 г. № 1664 Положение о том, что официальными являются тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде НТЦ "Система" [1].

НТЦ "Система" как центральный узел системы правовой информации, призванный объединить разнородные банки правовой информации и обеспечить оперативный доступ к этим банкам, создан для [2]:

формирования и поддержания в актуальном состоянии ядра эталонного банка данных правовой информации;

координации разработки и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в рамках построения систем правовой информации;

проведения работ, связанных с информационно-правовым обеспечением деятельности пользователей системы правовой информации.

Принципиально существенным для НТЦ "Система" является получение правовой информации непосредственно "из-под пера" законодателей, что гарантирует ее полную достоверность и актуальность. Немаловажным представляется и тот факт, что автоматизированный учет нормативных актов производится юристами. Возможность доступа к эталонному банку самого широкого круга пользователей дополняется предоставлением разбитой по рубрикам и индексированной информации, а также контрольных экземпляров актов с приложениями, что обеспечивает оценку состояния любого документа на произвольно выбранный отрезок времени. Возможна организация доступа к базе законов Российской Империи.

На региональные узлы правовой информации возлагается основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потребителей. В функции таких узлов входят:

получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;

организация, накопление, хранение и ведение банков правовых актов местных органов власти и управления данного региона;

организация и осуществление поиска информации по запросам региональных пользователей в локальном режиме;

организация и осуществление поиска информации по запросам региональных пользователей в центральных эталонных банках правовых данных и в банках данных других региональных узлов правовой информации;

обеспечение доступа к региональным банкам правовых данных пользователей других регионов;

организация и проведение работ по правовой информатизации регионов. На этапе создания региональных узлов должны быть решены такие задачи:

определены место в структуре и регламент взаимодействия региональных узлов правовой информации и РИАЦ;

детально проработаны функции региональных узлов правовой информации, разработаны постановки задач и частные технические задания на отдельные подсистемы, реализующие функции региональных узлов правовой информации;

разработан регламент функционирования региональных узлов правовой информации.

При определении требований к программно-техническому обеспечению системы региональных узлов правовой информации необходимо исходить из решаемых данной системой задач. Такая система призвана решать задачи обеспечения местных органов власти и управления правовой информацией не только своего региона, но и предоставлять возможность доступа к эталонному банку данных высших органов власти и управления. В связи с этим программно-техническое обеспечение региональных узлов правовой информации должно определяться, с одной стороны, мощной информационно-вычислительной сетью системы региональных центров правовой информации, а с другой — достаточными мощностями вычислительных средств в региональном узле правовой информации. Спектр предлагаемых различными фирмами средств, удовлетворяющих международным стандартам, достаточно широк и делает возможным многовариантное решение.

В то же время существуют вполне определенные критерии, объективно выдвигающие требования к техническому и сетевому обеспечению, что заслуживает самостоятельного рассмотрения.

Хотелось бы отметить, что при детальной проработке плана построения информационно-правовой системы следует исходить не из существующих финансовых и иных ограничений, а из структуры информационных запросов, что позволит сформировать оптимальную технологию обработки и передачи данных. Конечно, проще сделать то, что можно сделать сиюминутно, однако, учитывая долговременные последствия планируемых шагов, необходимо отказаться от соблазна реализации простых решений, запрограммировав тем самым будущие неизбежные затраты на модернизацию, и организовать проектирование от потребностей, а не от возможностей.

Какие же предложения вытекают из вышесказанного?

1. Необходимо законодательно определить обязанность органов, порождающих правовые акты, вести эталонные банки этих актов и обеспечивать доступ к ним.

2. Утвердить согласованную Федеральную программу правовой информатизации России.

3. Обеспечить создание региональных узлов правовой информации.

4. Создать на базе НТЦ "Система":
федеральный узел правовой информации;
электронную библиотеку правовых актов;
архив машиночитаемых правовых актов.

5. Создать резервные пункты управления копиями эталонных банков данных правовой информации.

6. Обеспечить выпуск и сертификацию ЭЦП.

7. Внести предложения по изменению действующего законодательства в целях обеспечения легитимности ЭЦП.

8. Подготовить программу работ по созданию электронного свода законов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

9. Создать в НТЦ "Система" фонд зарубежного законодательства, в том числе на машиночитаемых носителях, с возможностью перевода на русский язык и обеспечения его рубрицирования на предмет включения в качестве дополнительной услуги, оказываемой пользователям систем правовой информации.

10. Обеспечить доступ к дву- и многосторонним международным правовым актам, а также обращениям и решениям, принимаемым международными организациями.

11. Разработать информационно-независимый интерфейс с вычислительными сетями зарубежных стран, коммерческих и открытых телекоммуникационных систем в целях расширения числа информационных услуг.

Все вышесказанное относится не только к России, но и к другим государствамчленам СНГ. Нет необходимости доказывать важность реинтеграции единого экономического пространства, что, безусловно, подразумевает учет интересов государств Содружества и в области формирования и использования-правовых информационных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хургин В. М. Правовые основы инфорнатизации//НТИ. Сер. 1. 1994. № 9.

2. К и се л е в Б. В., Хургин В. М. Текущее состояние дел в информатизации высших органов власти и управления Российской Федерации//Там же. 1993. № 11.


&copy Информационное общество, 1994, вып. 6, с. 77-79.