Часть 6 национального доклада "Экономическое регулирование развития автоматизированных информационных ресурсов"
Unknown Author

Часть 6 национального доклада "Экономическое регулирование развития автоматизированных информационных ресурсов"

_______________________



6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Государственное экономическое регулирование в области АИР должно осуществляться путем формирования и проведения комплекса целенаправленных решений и мероприятий, опирающихся на финансовую, инвестиционную, налоговую, амортизационную и ценовую политику и учитывающих ход развития и результаты рыночных отношений.

Государственная финансовая политика, ее бюджетная составляющая, осуществляется в части создания и поддержания БД, прежде всего относящихся к государственным АИР. Однако государственная политика в этой области не носит систематизированного характера, не обеспечивает полностью даже приоритетных направлений в области БД, не позволяет строго оценивать эффективность производимых финансовых вложений.

В стране ежегодно создается множество БД в рамках федеральных и государственных научно-техническим программ (на 1994 г. Правительством РФ приняты 65 федеральных и 41 государственная научно-техническая программа, курируемые Миннауки РФ), не говоря уже о множестве программ субъектов Федерации. При их подготовке нет независимой экономической экспертизы заказываемых проектов создания БД, нет доступного банка данных по завершенным проектам, недостаточно используется конкурсная основа для размещения заказов, нет сочетания бюджетных вложений с частными инвестициями, нет сближения с процессами, идущими в рыночном секторе экономики, и тем более нет регулирования в отношении создания и привлечения негосударственных структур малого и среднего бизнеса, обеспечивающих в зарубежных странах развитие значительной доли АИР.

Разрозненное финансирование создания и поддержки БД отчасти является естественным процессом, так как отдельные БД являются органичными элементами различных научно-технических, производственных, управляющих систем и комплексов, решающих различные общеэкономические задачи. Однако по тем из них, которые имеют характер общего пользования или межотраслевого применения, анализ целесообразности и эффективности госбюджетных финансовых вложений должен осуществляться, в первую очередь, исходя из принципов, критериев и задач государственной политики информатизации.

Кредитная политика в области БД отсутствует. Льготное кредитование проектов для размещения их в частном секторе — до сих пор непланируемая перспектива, хотя и является, как показывает мировой опыт, одним из эффективных инструментов поддержки рыночного сектора экономики на возвратной основе.

Инвестиционная политика в области БД во всеусложняющихся экономических условиях не получает развития вглубь, ниже двух уровней: федерального и регионального финансирования под проекты создания БД, нацеленные только на решение задач самих органов власти и управления. Из-за отсутствия законодательного стимулирующего регулирования не наблюдается инвестирования в социально значимые области информатизации со стороны различных предпринимательских и коммерческих структур, всевозможных фондов даже в условиях лавинообразно нарастающих сверхприбылей.

Отсутствует практика закупки БД за счет средств госбюджета, созданных коммерческими структурами и имеющих общехозяйственную и социальную значимость, которые могли бы быть отнесены к государственным АИР, а, значит, была бы обеспечена большая доступность к ним и взято под контроль со стороны государства их дальнейшее развитие. Закупки, например, БД законодательных, по экологии, медицине, уже в настоящее время смогли бы дать существенную экономию финансовых ресурсов и выигрыш во времени, однако ни федеральные и региональные органы власти и управления, ни комитеты. и министерства, выступающие заказчиками проектов по созданию БД, не принимают во внимание результаты деятельности коммерческих информационных структур. С другой стороны, такие закупки сыграли бы также стимулирующую роль в создании конкурентной среды и повышении качества создаваемых информационных услуг и продуктов.

К составу налоговых льгот, способствующих развитию информационных услуг и продукции на основе БД, могли бы быть отнесены:

уменьшение налога на прибыль при существенной экономии затрат, определяющих их себестоимость, и направлении этой экономии на развитие или модернизацию БД;

отказ от налога на добавленную стоимость для всех БД, отнесенных к государственным АИР: для федеральных АИР полное снятие налога, для региональных АИР — с учетом интересов (согласия) регионов;

высвобождение от налогов объемов инвестиций, направляемых коммерческими структурами на работы в области информатизации, в том числе на создание БД, относящихся к государственным АИР.

К составу налоговых воздействий могут быть отнесены также прогрессивные налоги для ограничения размеров получаемых прибылей (цен реализации), роста необоснованных затрат на функционирование и актуализацию БД.

Амортизационная политика в области БД должна исходить, по крайней мере, из трех предпосылок: во-первых, информационные технологии в значительной степени определяют уровень большинства сфер деятельности и потому их обновление должно иметь первостепенный и ускоренный характер; во-вторых, факт существенного отставания уровня информационных технологий в России от зарубежного должен нацеливать на безотлагательность освоения современных информационных технологий на передовых технических средствах; в-третьих, необходимо принимать во внимание довольно короткий срок жизни поколений компьютерной техники, на которой реализуются БД и которая обеспечивает динамичный мировой уровень информационных технологий. Широко используемая за рубежом ускоренная амортизация является одним из рычагов государственного регулирования приоритетных направлений деятельности, в том числе в области информатизации.

Государственного регулирования и вмешательства требуют также процессы ценообразования и ценового регулирования: сдерживание роста цен, воздействие на уровень издержек создания БД, введение нормативов рентабельности для информационных услуг и продукции, формируемых на основе БД.

На отдельные виды важнейших БД, прежде всего находящихся в монопольном владении государственных информационных центров, должны вводиться фиксированные цены, жестко контролируемые со стороны государства, или при значительных инфляционных процессах и других проблематичных экономических условиях цены должны быть, по крайней мере, рамочными.

Для ограничения роста цен на информационные услуги и продукцию может использоваться также механизм фиксированной торговой скидки, которая естественным путем уменьшает количество посредников при реализации БД и услуг на их основе. К тому же это создало бы условия для формирования центров информационного обслуживания, заинтересованных в расширении номенклатуры своих услуг.

Существующая в стране множественность цен на одни и те же информационные услуги и продукцию в зависимости от регионов, масштабов рынка, регулярности поставки услуг создает хаос и не способствует хорошей ориентации пользователей в них.

Нет системы бесплатных информационных услуг и продукции в таких социально значимых областях, как здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, экология. Сдерживание роста цен на БД в этих областях должны брать на себя и государство, и местные (региональные, муниципальные) органы власти, а также пенсионные фонды и различные благотворительные организации.

Лучшим ограничителем роста цен, как и инфляции, являются насыщение рынка услугами и создание конкурентной основы при главенстве покупателя (пользователя). Поэтому роль государства не должна ограничиваться воздействием на уровень цен, необходимо введение в стране единого порядка ценообразования на БД и их услуги с жестким контролем за его соблюдением.

Определяющим условием в области экономического регулирования создания, развития и использования БД является согласование финансовой (в том числе кредитной и инвестиционной), налоговой, амортизационной, ценовой и научно-технической политики в плане этапности их проведения и в целях избежания взаимоисключающих мероприятий и работ. В программах и планах информатизации различного уровня такой системный подход практически не прослеживается.


&copy Информационное общество, 1994, вып. 4-5, с. 43-45.