О журнале
Рекомендации
Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития" (Национальный доклад) 1. Цели и задачи национального доклада.
Unknown Author
1. Цели и задачи национального доклада.
_________________________
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА
А. С. Голубков - председатель Роскоминформа, д-р техн. наук (председатель редакционной коллегии)
А. В. Волокитя - Председателя Роскоминформа (зам. председателя редакционной коллегии)
А. Б. Ангопольскнй - директор НТЦ "Информрегистр", д-р техн. наук
Г. Т. Артамонов - акад. РАЕН, проф. МАИ
А. В. Бутрименко - директор МЦНТИ, д-р техн. наук
А. С. Исаев - директор АО "НИИЭ АЛ", д-р техн. наук
Н. С Касимов - декан геогр. факультета МГУ, д-р геогр. наук
О. В. Кедровский - генеральный директор объединения "Росинформресурс", канд. хим. наук
М. Л. Колчинский - член-кор. РАЕН, зам. директора ВНИИ "Информэлектро", д-р филол. наук
И. Н. Курносов - нач. отдела Роскоминформа
Ю. А. Михеев - директор ВНИПИстатинформ, д-р экон. наук
А. И. Ракитов - советник Руководителя Администрации Президента РФ, д-р филос. наук
И. В. Романов - зам. генерального директора ФАПСИ
О. Л. Смирнов - директор ИАС, д-р техн. наук
Д. С. Черешкин - акад. РАЕН, зав. лабораторией ИСА РАН
С. М. Носиков - ст. науч. сотрудник НТЦ "Информрегистр" (секретарь редакционной коллегии)
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА
- Информатизация, являющаяся стержнем экономического, социального, научно-технического развития, базируется на новых информационных технологиях, отражает процессы роста наукоемкости общественного воспроизводства, повышает производительность труда, эффективность интеллектуального продукта, приводит к формированию локального, регионального, а также национального и глобального информационного пространства.
В переходный период к новому экономическому укладу происходит перестройка информационных потоков, меняется их* содержание, наполнение, объемы, скорость переработки информации.
Перспективные информационные технологии обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, восприятия информации, аккумулируемой или извлекаемой из различных видов и форм информационных ресурсов, создаваемых и используемых в жизнедеятельности общества.
- Цель государственной политики в сфере информатизации — построение информационного пространства, в рамках которого будет реализовано право граждан на информацию, и использование созданных на средствах налогоплательщиков информационных ресурсов для экономического и социального развития страны.
Наиболее эффективной для использования современными информационными технологиями частью информационного ресурса являются автоматизированные информационные ресурсы (АИР), основное место среди которых занимают банки и базы данных (БД). Важность оценки ситуации и необходимость выработки государственной политики в ообласти АИР и БД послужили причиной подготовки Национального доклада "Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития".
При этом учтено, что БД неразрывно связаны со всеми информационными ресурсами общества, создаются на их основе, а многие из них могут использоваться только вместе с документальными источниками информации. Поэтому АИР следует рассматривать как очень важную часть национальных ресурсов, а проблемы их развития — как часть общих проблем информатизации общества.
АИР находят применение в различных сферах деятельности, начиная от выработки и реализации общей политики развития страны в целом и кончая удовлетворением повседневных нужд граждан, и, более того, во многом определяют их эффективность.
АИР способствуют сохранению культурного достояния России и обеспечивают возможность доступа к этому достоянию широких слоев населения страны.
Начало формирования АИР в России относится к середине 60-х годов, когда создание автоматизированных информационных систем (АИС) было признано в бывшем СССР приоритетным направлением научно-технического прогресса.
К середине 80-х годов функционировало около 10 тыс. АСУ разного уровня, значительное развитие получил комплекс взаимосвязанных АСНТИ, новые информационные технологии нашли применение в науке, статистике, других областях. Однако отставание в этой области от экономически развитых стран составляло 10—15 лет. Это относилось и к области формирования и использования АИР.
Новые требования к информационному обеспечению управляющих решений на всех уровнях властных структур, падение платежеспособности спроса на научно-техническую информацию (НТИ), возрастающее значение правовой, коммерческой, социальной информации поставили сложившиеся АИС в кризисное положение.
По мнению видных специалистов, Российская Федерация отстает от стран Западной Европы, США, Японии в области создания и использования АИР, что не способствует интеграции России в мировое сообщество. Эти обстоятельства и причины, вызвавшие их, стали предметами рассмотрения в Национальном докладе.
Основными трудностями и причинами отставания в сфере АИР, по мнению специалистов, являются:
отсутствие государственной политики управления и регулирования в области создания, развития и использования АИР;
- тематическая и функциональная неполнота имеющихся АИР;
низкое качество создаваемых АИР, отсутствие их сертификации;
слабое развитие инфраструктуры АИР;
неравномерность распределения АИР по административно-хозяйственным регионам страны;
слабое развитие рынка информационных продуктов и услуг и неопределенное отношение к нему государства;
слабая законодательная "защищенность" информационных ресурсов в целом, а также их владельцев, пользователей, посредников и других субъектов взаимоотношений;
отсутствие достоверных сведений о количественных и качественных характеристиках АИР, а также их учета;
- недостаток АИР прогнозно-аналитического характера;
неразвитость маркетинговой деятельности в сфере АИР;
слабая международная кооперация в сфере АИР;
Каждая из перечисленных выше проблем АИР "проецируется" на конкретные внутригосударственные проблемы, что подтверждает сложность их быстрого решения.
Следствием невысокого уровня информационной культуры и образования общества является низкая используемость уже имеющихся АИР.
Неопределенность отношения к негосударственным информационным структурам, создающим наиболее актуальные виды АИР, проявляется в общем сдерживании развития информационного рынка, неоправданном дублировании создания информационных ресурсов в двух секторах экономики, явном отставании в развитии жизненно важных для государства .видов информации (например, прогнозно-аналитической), допущении в обращение недостоверной и некачественной информационной продукции.
Неконкурентоспособность большинства отечественных информационных продуктов и услуг на мировом рынке объясняется недостаточным развитием системы сертификации информационной продукции, несовместимостью отечественных стандартов с международными, чрезвычайно малым количеством иноязычных БД.
Недостаточное правовое обеспечение деятельности в сфере АИР, особенно в сфере правовых взаимоотношений государства и коммерческих информационных структур, сдерживает развитие последних, ставит их в заведомо невыгодные экономические условия, тормозит развитие информационного рынка. Неготовность государственных организаций закупать или размещать заказы на создание БД среди коммерческих структур оборачивается нерациональным расходованием весьма скудных бюджетных ассигнований.
В сфере международных отношений контакты между странами, с одной стороны, поощряются, с другой — не ведется анализ и, тем более, контроль за тем, какие информационные ниши и информационные пространства могут занимать зарубежные информационные фирмы на российском рынке информационной продукции. Тактика же поведения ряда фирм такова, что российские производители могут навсегда лишиться весьма прибыльной части информационного рынка.
В инновационной деятельности в сфере АИР полностью отсутствует какое-либо государственное регулирование. Продолжается порочная практика использования западных опробованных информационных технологий и программных средств при игнорировании многих отечественных оригинальных разработок.
Недооценка и невнимание государства к сфере отечественных АИР объясняются отсутствие полных и достоверных сведений об имеющихся в стране АИР, что негативно сказывается на координации разработки и реализации программ информатизации различных сфер и отраслей деятельности.
Бели учесть, что прогресс в создании за рубежом новых информационных технологий, а на их основе — новых информационных продуктов и услуг со временем ускоряется, то следует ожидать, что, не ликвидировав большинство из перечисленных проблем, Россия будет продолжать ускоренными темпами отставать от развитых стран.
В связи с этим целями впервые подготовленого Национального доклада являются описание и анализ состояния АИР, выявление основных "болевых точек" создания и использования АИР, разработка предложений по преодолению отставания в этой области.
* * *
В ходе анализа состояния АИР подготовлено также дополнение к Докладу — комплект материалов информационно-статистического и аналитического характера, конкретизирующих большинство проблемных вопросов создания и функционирования БД.
- Комплект материалов включает:
- статистический анализ БД;
- описание отдельных классов БД;
обзор по российским телекоммуникационным сетям;
программу разработки и внедрения стандартов в области БД на 1994 год;
описание области аккредитации органов сертификации БД;
- статистические характеристики мирового рынка БД.
Указанный комплект материалов можно получить в НТЦ "Информрегистр" по адресу: 107553, Москва, Б. Черкизовская, 103/105. Телефон (095) 168-99-42.
© Информационное общество, 1994, вып. 4-5, с. 9-11.