О журнале
Рекомендации
Научно-технические основы информатизации России (основные положения)
Липаев В.В.
______________________________
Липаев В.В.
- Конспективно изложено содержание "Научно-технических основ информатизации России", разработанных ведущими специалистами Российской Академии наук и научно-исследовательскими институтами по заказу Научно-технического совета по направлению "Информатизация России" Министерства науки и технической политики Российской Федерации. Данный документ был подготовлен на базе результатов скоординированных проектов 1992 г., заказанных Научно-техническим советом.
Отчет подготовлен на основе следующих проектов:
"Анализ и технико-экономическое обоснование развития информационного сектора экономики России";
Системный проект "Информатизация России";
"Концептуальные направления стандартизации и разработка базы данных международных стандартов для проектов информатизации России";
"Концепция развития безопасных информационных технологий: обеспечение защиты информации в проектах информатизации России";
"Экономические, правовые и организационные механизмы информатизации России".
При подготовке Научно-технических основ информатизации России использованы результаты работ, выполняющихся по государственным целевым программам:
Правовое обеспечение информатизации России;
Конверсионная программа информатизации;
Перспективные информационные технологии в высшей школе.
2. Современное социально-экономическое и политическое состояние российского общества характеризуется глубокими кризисными процессами. Наше экономическое отставание, в частности в области информатизации, от ведущих капиталистических стран характеризуется уже не как "стратегически опасное", а как намечающийся "цивилизационный разрыв". Соотношение важнейших показателей информатизации для России и США лежит в диапазоне 0,01 —0,1. Имеются в виду такие макропоказатели, как объем производства средств информатики и вычислительной техники (ВТ), развитие сетей телекоммуникации, технико-экономические параметры ЭВМ, показатели информационных систем, баз данных и знаний, объемы вычислительных, информационных и сервисных услуг. Удельный вес затрат на развитие и применение средств телекоммуникации и ВТ в величине валового общественного продукта России, исчисленного по методике ООН, не превышает 0,2—0,3 %, в то время как аналогичный показатель для США составляет около 15 %.
Объем производства средств ВТ в России не превышает 10 % от объема производства в США. При этом число занятых в этой сфере специалистов в стране всего в 2 раза меньше, чем в США. В сфере разработки и производства программных средств в России занято также в 2 раза меньше специалистов, чем в США, однако выпуск соответствующей продукции меньше, чем в США, в 20 раз. Качество и особенно надежность отечественных средств информатизации существенно уступают уровню зарубежной техники. Надежность зарубежных средств в десятки-сотни раз выше.
Существующая инфраструктура общественного производства не отвечает требованиям эффективного функционирования и развития рыночного механизма как внутри России, так и в ее международной деятельности. В то время как развитые страны мира и Западное сообщество в целом за последнее десятилетие создали мощную информационную инфраструктуру и высокими темпами осуществляют формирование единого информационного пространства, Россия оказалась в стороне и находится в начале решения этой задачи. В результате сегодня информатизация России оказалась в состоянии, в котором передовые западные страны находились в начале 80-х годов. Такое положение является серьезным препятствием к международному сотрудничеству, ведет к огромным экономическим потерям и не позволяет создать в России современный цивилизованный рынок товаров и услуг.
3. Главная цель информатизации — полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах его деятельности, повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения. Исходя из необходимости обеспечения потребностей граждан и организаций в своевременной и достоверной информации, следует удовлетворить спрос на информационные технологии (ИТ) с требуемыми потребительскими свойствами для повышения результативности труда в сфере научных исследований, проектирования и производства продукции и услуг, включая и социальные услуги.
Результатом информатизации России на первом этапе (1995 г.) должен стать минимально необходимый уровень информационного обеспечения основных, жизненно важных сфер и объектов народного хозяйства. Необходимо создать научно-техническую и организационно-правовую базу последующего развития средств и процессов информатизации России для успешного проведения экономических и социальных реформ, развития рыночных отношений, выхода из кризиса и стабилизации экономики.
Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования других видов народнохозяйственных ресурсов:
трудовых — повышение эффективности использования и перераспределение специалистов по сферам применения, регионам и специальностям за счет применения информационных систем учета и контроля кадрового потенциала, обеспечение роста производительности труда;
материальных — сокращение материалоемкости производства и непроизводительных запасов, улучшение контроля за материальными ресурсами, сокращение цикла "производство — потребление";
энергетических — перераспределение энергоносителей и энергии в соответствии с потребностями и возможностями пользователей и производителей на основе автоматизированных систем управления в энергетике, обеспечение энергосбережения;
финансовых — ускорение движения финансов, повышение оперативности и качества функционирования кредитно-финансового механизма, банков и бирж;
производственных — повышение эффективности использования производственных фондов на основе автоматизации производства и проектирования, улучшение качества продукции во всех отраслях народного хозяйства.
Эти цели должны достигаться в процессе развития рыночных отношений и перестройки хозяйственных структур, а также передачи функций управления с центральных органов на уровень регионов, проблемно-ориентированных отраслей и предприятий. Объемы и структура создаваемой продукции и услуг должны приводиться в соответствие с потребностями общества за счет преимущественного развития наукоемких отраслей и ресурсосберегающих технологий.
Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, предоставляемых гражданам, за счет использования ИТ в социальной сфере, интеллектуализации досуга и увеличении доли свободного времени в общем времени жизнедеятельности человека, обеспечении реализации демократических свобод для широких слоев населения, в том числе:
повышение качества образования за счет информатизации процессов обучения;
повышение уровня медицинского обслуживания на основе информатизации процессов диагностики, лечения, профилактики и др.;
укрепление социальной защиты на основе информатизации государственных институтов судебной защиты, охраны порядка и обеспечения безопасности граждан;
смягчение издержек социальных преобразований за счет информатизации процессов трудоустройства, переквалификации, социального обеспечения, исчисления и сбора налоговых платежей;
развитие демократизации и гласности на основе создания и принятия законодательных и правовых норм в области интеллектуальной собственности, доступа к информации и ее использованию, создания общедоступных баз данных;
повышение оперативности и обоснованности политических и экономических решений за счет создания информационного обеспечения органов народовластия и их исполнительных органов.
При этом необходимо гибко реагировать на изменение спроса на товары и услуги для удовлетворения потребностей общества в условиях развития рыночных отношений. Предстоит исследовать и моделировать возможные социальные и экономические последствия реализации проектов информатизации, а также контролировать и корректировать их результаты.
4. Для достижения названных целей развития общества необходимо выработать государственную политику стимулирования и реализации процессов информатизации и прежде всего, для создания высокодинамичного рынка ИТ. средств и услуг, обеспечивающего основные потребности нашего общества. Эта политика должна быть органической частью социально-экономической политики государства и служить важнейшим фактором при решении проблем политических и социальных преобразований в условиях кризисного перехода к рыночной экономике. При этом следует оценивать и учитывать степень государственной поддержки, необходимой и достаточной для того, чтобы обеспечить эффективное влияние информатизации на экономические и социальные процессы в стране, а также создать условия для вхождения России в мировую экономическую систему. Перечисленные экономические и социальные цели информатизации России необходимо воплотить в реальные проекты, имеющие локальные цели решения конкретных задач использования информационных ресурсов. При этом следует учитывать, что процессы информатизации отражаются на традиционных народнохозяйственных механизмах и приводят к необходимости их модификации и адаптации для эффективного восприятия и использования современных ИТ.
Методы и средства технико-экономического анализа и прогнозирования информатизации России имеют целью обоснование целесообразных направлений и объемов централизованных государственных инвестиций в этой области, а также выработку законодательных методов и поощрительной политики для децентрализованных, коммерческих инвестиций непосредственными поставщиками или потребителями информации. Цель выбора основных направлений государственного централизованного управления и финансирования — сосредоточение ограниченных финансовых, научных и технических ресурсов разных ведомств и организаций в наиболее эффективных областях информатизации России, обеспечивающих удовлетворение непокрытых потребностей общества в условиях развития и становления рыночных отношений. С учетом специфики переходного периода к рыночной экономике окончательная увязка объемов финансирования по направлениям и исполнителям может происходить только в процессе формирования и согласования Программы информатизации России.
Принципы выбора приоритетных направлений должны обеспечивать унифицированный подход при оценке целесообразности и эффективности государственного (централизованного) или децентрализованного (отраслевого, регионального, фирменного) финансирования направлений и проектов по Программе информатизации России. Предполагается, что основная часть проектов ИТ и некоторые общие направления информатизации должны финансироваться преимущественно непосредственными потребителями ИТ. Для государственного централизованного финансирования должны быть сохранены только некоторые наиболее общие направления, принципами отбора которых являются:
высокая значимость исследований и разработок для развития и расширения использования глобальных информационных систем в различных областях экономики и социальной сферы;
высокая технико-экономическая эффективность направлений для экономического и социального развития России в целом, ее важнейших отраслей и регионов в условиях становления рыночных отношений;
относительно быстрая окупаемость инвестиций на информатизацию за счет повышения производительности труда в ведущих отраслях народного хозяйства, улучшения ресурсосбережения, повышения технического уровня и качества продукции;
подготовка базы для обеспечения потенциальной совместимости с наиболее распространенными зарубежными системами и соответствия основных системных решений и интерфейсов международным стандартам;
широкая заинтересованность пользователей и разработчиков информационных систем в результатах исследований и разработок при отсутствии рентабельности их локального финансирования каждым коллективом специалистов или в пределах проблемно-ориентированной области.
Общей основой методов технико-экономического обоснования и оценки эффективности приоритетных направлений информатизации России для их централизованного финансирования является прогнозирование технико-экономических показателей на базе характеристик обобщенных аналогов и прототипов, а также технико-экономического и факторного анализа конкретных проектов и направлений информатизации.
Для государственного бюджетного финансирования должны быть сохранены только некоторые приоритетные направления развития ИТ. Первая группа приоритетных направлений призвана обеспечить стабильное, скоординированное развитие всех процессов и проектов информатизации России. Это позволит проводить государственную политику информатизации, унификации и стандартизации проектных решений, учитывать отечественные и зарубежные достижения в науке и реализованные проекты ИТ. К данным направлениям относятся фундаментальные исследования и разработки, прогнозы развития экономики информатизации, автоматизация проектирования информационных систем, стандартизация в этой области. Объемы необходимого финансирования в этой группе определяются содержанием работ и составом специалистов, которые могут быть реально привлечены к их выполнению.
Вторая группа приоритетных направлений должна поддерживаться бюджетным финансированием только на уровне создания концепций, системных проектов и опорных версий конкретных информационных систем. К ним следует отнести разработку типовых системных проектов информатизации органов управления народного хозяйства и проблемно-ориентированных отраслей, регионов разного масштаба и магистральных телекоммуникационных систем. Основная часть финансирования таких проектов должна осуществляться за счет средств фирм-разработчиков, банковских кредитов, потребителей и заказчиков ИТ. При таком смешанном финансировании часть средств должна возвращаться в бюджет после реализации проектов.
5. Организационно-правовое обеспечение информатизации России. Информатизация как сложный социально-экономический и научно-технический процесс удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, государства, всех структур общества на основе создания и использования новых ИТ требует четкого правового регулирования соответствующих правоотношений на уровне законов. Необходимо законодательно обеспечить эффективное использование информационного ресурса общества, урегулировать правоотношения на всех стадиях и этапах информатизации, защитить человека в условиях информатизации, сформировать механизм информационной безопасности в процессе удовлетворения потребностей общества в информации.
Требуют законодательного решения проблемы повышения потенциала информации как ресурса, распределения компетенции государственных органов по созданию и распространению банков данных, представляющих государственные информационные ресурсы, лицензирования служб информационного обслуживания на основе этих банков и ликвидации здесь монополизма, использования информационно-программной продукции в товарной форме, защиты информации как объекта собственности, гарантии права на информацию. Процесс развития законодательства в области информатизации должен учитывать уже сложившийся массив норм и обеспечить реализацию теоретических и прикладных разработок по вопросам правового обеспечения, накопленных к настоящему времени.
Принятие нормативных актов нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие. Правовой механизм должен корректироваться адекватно изменяющейся ситуации на рынке информационных услуг, в том числе с помощью подзаконных актов. Для этого необходимо:
проводить серьезные теоретические исследования зарубежного опыта законотворчества в области информатизации и экстраполировать его на нашу действительность;
создать специализированные средства анализа нормативных актов (в частности, информационно-поисковые системы, обеспечивающие сравнительный анализ отдельных частей нормативных документов), а также системы оценки экономических последствий принятия законодательных и подзаконных актов в области информатизации.
В настоящее время на международном уровне сформировалась устойчивая система взглядов на информацию, как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий широкое социальное значение. Разработка проблемы идет по трем направлениям.
Защита права личности на частную жизнь. Основные принципы установления пределов вмешательства в частную жизнь со стороны государства и других субъектов должны быть определены основополагающими нормами.
Защита государственных интересов. Проблема решается, как правило, достаточно разработанными национальными законодательствами, определяющими национальные приоритеты в этой области. Механизм защиты предусматривает установление приоритетов защиты и определение исполнительских механизмов (административных структур защиты с необходимой законодательно-правовой базой).
Защита предпринимательской и финансовой деятельности путем создания законодательного механизма, определяющего понятие "коммерческая тайна" и устанавливающего условия осуществления добросовестной конкуренции, квалификации промышленного шпионажа как элемента недобросовестной конкуренции.
Законы в области информатизации следует тщательно согласовать по ряду показателей, выработать единую терминологию и понятийный аппарат, обсуждать и принимать пакетами с учетом единой концепции информатизации в Российской Федерации и концепции правового обеспечения как ее органической части. В процессе выработки и реализации концепции правового обеспечения информатизации, концепций каждого закона важно сосредоточить внимание на важнейших, ключевых позициях: обоснование сферы действия закона, цели закона, предметы и механизмы регулирования и реализации закона. В связи с раскрытием предметов регулирования на первое место становится проблема правового режима информации. Важно определить состав субъектов по каждому виду информационных отношений и функциональной роли этих субъектов, их правовой статус, специфику реализации их прав, обязанностей, ответственности. Каждый проект должен иметь заранее разработанную концепцию, обеспечивающую учет развитости нормативного регулирования в области обозначенных законом отношений, опыт законодательного решения аналогичных отношений за рубежом.
6. Информационный сектор экономики (ИСЭ) является индустриальной базой информатизации. В результате его функционирования на рынок поступают информационные товары (ИТ и их компоненты) и информационные услуги. Вместе с другими приоритетными направлениями научно-технического прогресса информатизация формирует новый технологический уклад, обеспечивающий в современных условиях наиболее эффективную реализацию в необходимые сроки долгосрочных целей социально-экономического и научно-технического развития страны, обусловливая одновременно глубокую структурную перестройку экономики и социальной сферы. Динамика развития индустриальных держав зависит от уровня овладения тремя направлениями, в которых сфокусированы достижения многих областей науки и техники: компьютеры, средства связи, средства автоматизации технологических процессов.
В развитых странах государство в централизованном порядке поддерживает прежде всего отрасли инфраструктуры (в том числе энергетику, транспорт, связь, информатику), обеспечивающие взаимодействие между субъектами экономики, превращение экономики в единый слаженно работающий организм. Необходимость государственной поддержки развития ИСЭ обусловлена следующими основными причинами:
государственная политика, ориентированная на активное привлечение в Россию иностранного капитала и технологий, предполагает наличие соответствующей современной информационной инфраструктуры, которая не может быть создана отдельными заинтересованными предпринимателями или коммерческими структурами без участия государства;
приоритетное развитие отдельных отраслей экономики предполагает использование новых современных технологий, которые неизбежно включают информационную компоненту, поэтому государственная поддержка установленных национальных приоритетов должна распространяться на информатизацию;
государственные органы управления, обеспечивая создание и функционирование рыночных механизмов, объективно являются крупными потребителями продуктов и услуг ИСЭ и потому заинтересованы в его развитии;
международный опыт свидетельствует, что индустриально развитые страны рассматривали информатизацию как основу повышения эффективности своей экономики и реализовывали национальные программы создания информационных технологий, обеспеченные разнообразными формами государственной поддержки, поскольку наличие в стране мощного ИСЭ является условием формирования прогрессивной структуры экономики государства.
Модернизация российской промышленности средств информатизации возможна за счет активного использования освобождающихся (в результате свертывания производства неконкурентоспособных изделий, а также конверсии) производственных мощностей и специалистов для совместной работы с зарубежными фирмами. Иностранный капитал целесообразно также привлечь для закупки современных технологий по производству оборудования информатики и связи. Многие фирмы промышленно развитых стран могли бы осуществить поставку необходимого объема техники, поскольку в этих странах количество средств информатизации близко к насыщению и осуществляется в основном их модернизация.
Для успешного выхода страны на мировой рынок информационных продуктов и услуг необходимо создать следующие условия:
организовать собственное производство средств информатизации на основе закупок лицензий, ноу-хау и технологий;
организовать производство различных информационных продуктов и услуг, ориентированных на западного пользователя;
привлечь в различных формах иностранный капитал в сферу информатизации (создание свободных экономических зон, совместных предприятий, прямые инвестиции, сдача в концессию существующих предприятий, прямые заказы на разработки и др.);
проводить льготную политику для зарубежных вкладчиков средств в информатизацию на получение бартерных лицензий, изменить таможенные правила по ввозу в страну средств информатизации;
организовать сеть посреднических, торгово-закупочных и рекламных фирм, агентств и организаций (в том числе кооперативов), обеспечивающих продвижение отечественных информационных продуктов и услуг на мировой рынок, поставку в страну перспективных зарубежных средств информатизации;
организовать обучение за рубежом советских специалистов по маркетингу, менеджеров широкого профиля, способных успешно действовать в условиях мирового рынка.
Для насыщения страны средствами ВТ, учитывая быстрое их обновление и потенциально высокую эффективность применения в народном хозяйстве, следует активно включиться в международное разделение труда в области информатики. Необходимо государственное стимулирование совместных с западными фирмами проектов на коммерческой основе, широкое развитие дилерства для внедрения в России передовых западных ИТ и средств ВТ. Одновременно в целях снижения зависимости внутреннего рынка от импорта ЭВМ необходимо проводить политику ужесточения налогов на ввоз в страну средств информатизации (готовых изделий).
7. Фундаментальные исследования в области информатизации направлены прежде всего на создание новых существенно более прогрессивных технологий для информатизации России. Такие исследования дают возможность развития новых научных школ, подготовки в среде образования высококвалифицированных специалистов, уровень которых отвечал бы современным требованиям. Государственная поддержка фундаментальных исследований должна обеспечивать объединение усилий разрозненных групп при решении наиболее актуальных научных и прикладных проблем информатизации в условиях сильной творческой конкуренции, свободного обмена новыми идеями и достижениями.
Основная цель этого направления — стимулирование прогресса отечественных исследований и разработок в области ИТ, освоение передовых технологий университетами, научными учреждениями, индустрией программного обеспечения. Все исследования и разработки должны иметь открытый и конкурентный характер и быть свободно доступными обществу. Для этого необходима финансовая государственная поддержка основных взаимосвязанных направлений работ в ИТ: фундаментальных исследований, прикладных исследований, исследований и разработок свободных программных продуктов, как это и делается в широких маcштабах передовыми странами Запада.
Важнейшим направлением развития ИТ является системное программирование — базис, обеспечивающий интерфейс пользователей с аппаратурой вычислительных средств. Системное программирование включает в себя алгоритмические языки и компиляторы, операционные системы, системы управления базами данных и знаний, компьютерную графику, технологические системы поддержки разработки больших программных комплексов. Сложилась и развивается идеология Открытых Систем, которая охватывает системное программирование и будет существенно сказываться на методологических аспектах и ряде направлений новых ИТ. Идеология Открытых Систем базируется на строгом соблюдении совокупности протоколов и стандартов де-факто и де-юре. Программные и аппаратные компоненты по этой идеологии должны обладать двумя важнейшими свойствами: мобильностью и возможностью совместной работы с другими компонентами. В связи с этими свойствами открывается принципиально новый подход к созданию и эволюции интегрированных больших программно-аппаратных систем.
8. Технология проектирования программных средств (ПС) — программная инженерия (ПИ) охватывает все необходимые методы, действия и средства по проектированию, разработке, производству, эксплуатации и сопровождению ПС. Назначение ПИ заключается в предоставлении разработчикам ИТ интегрированного комплекса методов и средств, позволяющих быстро и эффективно создавать любые классы проблемно-ориентированных ПС — от разработки проекта до получения конечного продукта с учетом заданных ограничений по ресурсам. К главным задачам ПИ относятся унификация и индустриализация процессов создания и эксплуатации ПС, рациональное управление использованием всех видов ресурсов при создании ПС (финансовых, кадровых, аппаратурных, временных), создание и поддержка эффективной организационно-производственной инфраструктуры разработки ИТ, поддержка возможности полного сосредоточения разработчиков ИТ на функциональной стороне создаваемого проекта.
Цель CASE-средств и конкретной CASE-технологии состоит в обеспечении определенной методологии создания ПС в соответствии с их жизненным циклом. Разработка сложных современных программ требует больших затрат и происходит в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому необходимо осуществлять баланс между достигаемым их качеством и ресурсами, которые требуются для реализации проекта. Такой баланс можно обеспечить только путем планирования и постоянного управления качеством в течение всего жизненного цикла ПС. Частные процессы, работы и результирующие документы в планах приводят к необходимости выбора адекватных наборов CASE-средств или систем, способных обеспечить эффективность и качество разработки ПС за счет автоматизации.
В стратегии развития CASE-технологий целесообразно выделить следующие поисковые и опытно-конструкторские направления:
создание базовых проблемно-ориентированных типовых технологий разработчиков ПС для основных классов прикладных ИТ, поддерживающих разработку программ на современных языках программирования высокого уровня типа Паскаль, Си, Ада;
исследование и разработка методов и средств повышения производительности создания прикладных ПС на основе сборочного программирования, использующего ресурсосберегающие принципы многократного повторного применения программных компонент и языки четвертого поколения;
исследование и разработка методов и средств обеспечения качества создаваемых прикладных ПС на основе индустриализации процессов разработки и гарантирования качества путем независимой аттестации и сертификации программных продуктов;
поисковые работы в области создания и внедрения перспективных технологий на базе искусственного интеллекта, а также автоматического создания машинных программ непосредственно с уровня языка программирования или спецификаций.
Главным итогом таких работ должно стать получение в свое распоряжение разработчиками проблемно-ориентированных ИТ методов и средств ПИ как индустриально организованной производственно-технической отрасли создания ПС, в целом позволяющей качественно улучшить состояние дел в области ИТ. Не менее важный итог заключается в создании задела для дальнейшего развития ПИ с перспективой превращения ее в обозримом будущем в высоко автоматизированную отрасль.
9. Обеспечение защиты информации в проектах информатизации России. Социально-экономические последствия широкого внедрения компьютеров в жизнь современного общества привели к появлению ряда проблем информационной безопасности, таких как:
необходимость защиты имущественных прав граждан, предприятий и государства на информацию и вычислительные ресурсы в соответствии с требованиями гражданского, административного и хозяйственного права (включая защиту секретов и интеллектуальной собственности);
необходимость поддержания непрерывности и корректности функционирования важнейших автоматизированных и информационных служб, обусловленная требованиями физической безопасности людей, экологической обстановки и материальной сохранности имущества;
необходимость защиты гражданских прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.
В практической деятельности выделяются следующие самостоятельные направления по применению мер и средств зашиты информации, опеределяемые в соответствии со сложившимися отраслевыми структурами и видами информационной собственности:
защита информации от несанкционированного доступа;
защита информации в системах связи;
защита юридической значимости электронных документов;
защита конфиденциальной информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;
защита информации от компьютерных вирусов и других опасных воздействий по каналам распространения программ;
защита ценной компьютерной информации от несанкционированного копирования и распространения программ.
Государственная научно-техническая программа развития безопасных информационных технологий должна исходить из того, что по ряду важных проблем как теоретического, так и реализационного плана на сегодняшний день не найдено адекватных решений. Для успешного продвижения в этом направлении требуется выполнить комплекс взаимоувязанных поисковых исследований, обеспечить прогресс в ряде областей прикладной науки, таких как теория кодирования и криптография, теоретическое программирование и архитектура вычислительных систем, распознавание образов и др.
10. Основной целью стандартизации программно-технических средств является обеспечение архитектурной, технической и программно-информационной совместимости разрабатываемых и применяемых средств и систем путем приведения их в соответствие международным нормативно-техническим документам (НТД). Организацию и создание нормативно-технической поддержки процессов информатизации России следует рассматривать как интегрированный комплексный механизм, включающий стандартизацию, сертификацию и каталогизацию средств, процессов и услуг, обеспечивающий эффективный инструментарий для проведения единой технической политики при создании совместимых аппаратных и ПС, организации взаимодействия и комплексирования систем различных уровней.
Создание нормативно-технического обеспечения в области информатизации целесообразно вести по следующим основным направлениям:
развитие и совершенствование нормативно-технической базы, определяющей все виды совместимости аппаратных и ПС, взаимодействие и комплексирование информационных систем и сетей, регламентирующей важнейшие потребительские свойства продукции и требования качества, безопасности и экологии;
создание и поэтапное введение в действие в России Системы сертификации ИТ, технических и ПС, обеспечивающей объективную и независимую оценку потребительских свойств продукции и гарантии ее качества;
создание системы каталогизации отечественных и импортируемых ИТ, технических и ПС на базе их сертификации в целях информационного обеспечения маркетинга продукции;
создание и развитие оперативной справочной службы информирования о действующих и разрабатываемых государственных и международных стандартах в области информатизации.
Приоритетной работой в этом направлении является модернизация фонда отечественных НТД в области информатизации на основе введения международных стандартов в качестве национальных НТД России. Для реализации основных направлений стандартизации разработан проект Программы работ по стандартизации и сертификации программно-технических средств по проектам информатизации России на 1993—1994 гг., предусматривающий разработку актуальных государственных стандартов, применение которых должно иметь место при проектировании конкретных систем обработки информации, реализации интерфейсов и стыковке средств ВТ, организации обмена данными, информационном сопряжении с другими системами и сетями.
Создается информационное обеспечение проектов информатизации в виде семантически наполненных баз данных аннотаций и содержания международных стандартов, позволяющих целенаправленно выбирать и применять при реализации проектов информатизации России базовые стандарты ИТ. Базы данных содержат общие сведения о более чем 2000 документах (международные стандарты ИСО/МЭК, стандарты США, Германии и др.), а также аннотации и переводы содержания наиболее актуальных документов (более 340) по тематическим направлениям.
11. Поддержка информатизации системой высшего образования является одним из важнейших направлений реализации Программы информатизации России. Знания и навыки, приобретенные при обучении будущими специалистами, в дальнейшем во многом определят пути развития общества в целом. В вузах сосредоточено большое число квалифицированных и молодых научных кадров, восприимчивых к новому. Это существенно облегчает внедрение новых ИТ в учебные заведения и делает эффективным их разработку силами научно-технических кадров этих учебных заведений.
Целью программы информатизации высшей школы является широкое внедрение ИТ в сферу образования, так как, с одной стороны, в вузах имеется большой научный и интеллектуальный потенциал, который может способствовать ускорению процесса информатизации России, с другой стороны, промышленные предприятия из сферы информатизации могут способствовать совершенствованию подготовки специалистов на основе последних достижений в области информатизации. Важными с этой точки зрения можно считать такие новые актуальные разработки, как экспертные системы, искусственный интеллект, CASE-технологии, последние достижения в области САПР и программирования.
12. Развитие инфраструктуры информатизации России — одна из важнейших задач государственной политики России в условиях перехода к рыночной экономике при ограниченных государственных ресурсах. При этом следует учитывать становление различных нарождающихся коммерческих негосударственных структур, появление в стране смешанного и иностранного капиталов, их потенциальное стремление выгодно вкладывать свои средства в российскую экономику. Задача состоит в анализе мирового опыта, оценке состояния и выработке государственной политики, направленной на создание развитой информационной инфраструктуры России — основы современного информатизированного общества.
Инфраструктура информатизации представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих обеспечить пользователям локальный и удаленный доступ к вычислительным ресурсам и базам данных для получения ими информационно-вычислительных услуг. К компонентам инфраструктуры относятся:
средства и системы связи с соответствующим терминальным оборудованием и службами;
технические и ПС систем ВТ;
базы данных и знаний;
системы обслуживания и сервисной поддержки компонент инфраструктуры, обеспечивающие предоставление информационно-вычислительных услуг пользователям.
Объединяющей компонентой инфраструктуры является современная иерархическая система связи и передачи данных. Информационные ресурсы страны сосредоточены в базах данных, которые составляют ядро информационной инфраструктуры. Основные концептуальные требования, определяющие выбор средств для развития инфраструктуры информатизации, заключаются в обеспечении:
функциональной полноты информационной среды при помощи совокупности средств, для чего программно-техническая база должна включать в себя все компоненты, обеспечивающие фиксацию, сбор, хранение, обработку, передачу и распространение информации, а также совместимость всех средств, реализующих эти процессы;
современных методов и технологий обработки информации и проектируемых на этой основе систем;
преемственности к ранее созданным объектам автоматизации и непрерывности развития системы в будущем, т. е. открытости, а также функциональной наращиваемости и наполнения новым функциональным содержанием всех систем информатизации;
комплексности технологического процесса для приоритетного достижения глобальных целей информатизации, обеспечивающих преимущественно эффективность системы в целом по отношению к эффективности отдельных подсистем;
интеграции всех информационных ресурсов и типизации отдельных подсистем в целях оптимизации проектных решений и их многофункционального применения;
совместимости отечественных систем информатизации с аналогичными зарубежными системами, а также возможности развития и адаптации отечественной технической базы к новым технологиям;
живучести, надежности, достоверности и защиты обрабатываемой информации.
13. Коренная технологическая модернизация инфраструктуры информатизации России должна опираться на конверсию ВПК, привлечение передовых мировых технологий, прямые инвестиции, а также на процессы демонополизации, разукрупнения предприятий, развитие ста среднего и малого бизнеса в отраслях, обеспечивающих развитие инфраструктуры.
Говоря о состоянии информатизации страны, полезно сделать интегральную оценку уровня развития инфраструктуры информатизации России по числу компьютеров, приходящихся на 1000 работающих в стране. В 1992 г. этот параметр был равен 20—22 единицам. При учете темпа прироста отечественного парка вычислительных установок, равного 400—500 тыс. ед. в год, и неизменной в ближайшие годы численности работающих, равной 69 млн. чел., к 1994 г. уровень инфраструктуры информатизации должен возрасти до величины 36—40 ед., что в 2—3 раза ниже, чем в передовых странах Запада.
Увеличение парка вычислительных установок на 5—7 млн. ед. и их эффективное сетевое использование с применением модернизированной системы связи позволят в течение десятилетия достичь современного уровня инфраструктуры информатизации развитых стран Европы. Для этого необходимо, с учетом обновления парка персональных ЭВМ, устанавливать у пользователей 0,5—1,0 млн. компьютеров в год.
14. В основу построения современных информационно-вычислительных сетей (ИВС) закладываются принципы открытости и адаптивности. Применение идеологии открытых систем базируется на принятой в мировой практике системе стандартов, протоколов и профилей взаимодействия открытых систем (ВОС). Это позволяет обеспечить совместимость различных информационно-вычислительных систем и средств передачи данных. Сети являются открытыми друг для друга в том случае, если, несмотря на их программно-аппаратные различия, они могут взаимодействовать с помощью определенных процедур, "прозрачных" для пользователя.
Для реализации проектов информатизации должна использоваться вся совокупность действующих систем связи и передачи данных:
общегосударственных и ведомственных сетей связи;
систем спутниковой связи;
систем радиосвязи с подвижными и стационарными объектами; систем передачи данных и документального обмена с коммуникацией пакетов (сообщений).
Эффективное построение и эксплуатация государственных, коммерческих, ведомственных систем возможны лишь на основе комплексного и многофункционального использования различных сетей связи и систем передачи данных (ССПД). Информатизация России должна базироваться как на развитии и совершенствовании существующих ССПД, так и на вновь разрабатываемых, включая создание Единой национальной цифровой сети связи с интегральным обслуживанием, реализующим передачу информации в режимах коммутации каналов и коммутации пакетов. Особое внимание должно быть уделено цифровым методам коммутации и передачи данных с использованием волоконно-оптических и спутниковых систем связи.
В основу концепции создания федеральных и региональных ИВС целесообразно положить:
интеграцию действующих и вновь создаваемых общегосударственных, ведомственных и региональных систем управления, информационно-вычислительных центров и других вычислительных средств;
интеграцию баз данных и баз знаний республиканского, ведомственного и регионального уровней в единый распределенный банк данных, аккумулирующий информацию по всем сферам жизни общества;
создание и развитие приемопередающей среды с использованием имеющихся и вновь создаваемых общегосударственных, ведомственных и региональных ССПД, включая спутниковые системы;
использование и соблюдение международных стандартов в области ИВС и сетей связи, единых стандартов и требований по организации общегосударственной распределенной базы данных и локальных баз данных;
открытость ИВС для дальнейшего наращивания средств передачи данных и развития баз данных.
ИВС общего пользования базируются на международных стандартах, протоко-
лах и профилях, обеспечивающих интеграцию разнотипных систем обработки дан-
ных и баз данных. Открытые ИВС имеют иерархическую региональную
распределенную структуру, состоящую из элементов глобальной сети и локальных
сетей, связанных между собой через коммуникационные серверы. Начата интегра-
ция глобальных сетей в единую мировую ИВС. Стандартизированные протоколы и
профили ВОС дают возможность ведущим фирмам в этой области поставлять на
мировой рынок телекоммуникационные аппаратные и программные продукты,
применение которых позволяет пользователям, находящимся на территории России, входить в мировую ИВС.
Одним из важных направлений развития ССПД является переход к цифровой сети с интеграцией услуг. Цифровизация потребует применения телефонных станций с цифровым абонентским доступом. Разработка государственных Единой сети связи и сетей передачи данных с коммутацией каналов и пакетов потребует при реализации введения мощных магистральных каналов связи на основе волоконно-оптической и спутниковой связи. Развитие телефонной связи должно идти путем модернизации с заменой устаревших электромеханических коммутационных устройств на электронные с программным управлением.
15. В центрах глобальных сетей с удаленным доступом к вычислительным ресурсам используются большие универсальные машины общего назначения (MAINFRAME) с высокой надежностью, безотказностью более 100 тыс. ч, производительностью в десятки-сотни миллионов средних операций в секунду при мультипроцессорной организации и виртуализации ресурсов за счет мощных и развитых операционных систем. Объемы оперативной памяти универсальных машин общего назначения составляют теперь сотни мегабайт, а внешней памяти — сотни гигабайт. Реализуется идея "клиент-сервер" сетей, когда за счет совокупности серверов различного назначения на базе мошной микропроцессорной техники и программного обеспечения создаются сети персональных компьютеров, рабочих станций с локальной и удаленной обработкой данных.
Важная для нашей страны особенность рабочих станций — их открытость, что способствует объединению в единые вычислительные сети компьютеров серии ЕС ЭВМ, на которых базировались наши крупные АСУ, персональные машины класса IBM PC/XT/AT, широко применяющиеся в последнее время, и мощные рабочие станции. Это позволит использовать существующие вычислительные системы, а также безболезненно переходить к новым ИТ.
При создании и развитии информационных систем в России целесообразно ориентироваться на использование различных рабочих станций, в первую очередь фирмы "Sun Microsystems Inc.", а также на программное обеспечение, функционирующее на платформе Sun. Рабочие станции и серверы фирмы "Sun" могут использоваться в широком диапазоне приложений. Эффективное функционирование на этой платформе таких систем разработки программного обеспечения и информационных систем, как языки программирования С++, Паскаль, Lisp, СУБД и CASE,
средства Oracle, Informix, Sybase, делает платформу Sun хорошим инструментом разработки программного обеспечения. Это может способствовать постепенному переходу к более современной ВТ примером которой являются рабочие станции и серверы фирмы "Sun", занимающей лидирующие позиции в этой области.
16. Проблема интеграции информационного пространства является одной из первоочередных задач информатизации России, использования имеющихся информационных ресурсов, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных. Ведение их осуществляется организациями различных ведомств Российской Федерации, а также коммерческими структурами. Основными задачами программы создания системы баз данных и знаний являются:
обеспечение доступа организаций и граждан России к государственным и коммерческим информационным ресурсам;
создание организационного и правового механизмов управления созданием, ведением, интеграцией и использованием баз данных и знаний;
обеспечение создания и функционирования справочно-навигационной службы по информационным ресурсам России.
Интеграция баз данных для коллективного использования требует решения проблемы их программно-технической и лингвистической совместимости, создания сложных системных программных разработок и стандартных протоколов прикладного уровня ВОС для обмена данными между вычислительными средствами различного типа, на которых реализовывались базы данных. Проблема совместимости баз данных решается в мире на основе разработки единых международных стандартов, единой терминологии, применения коммуникационных форматов и структур документов.
Государственная политика развития баз данных должна предусматривать решение следующих задач:
обеспечение доступа организаций и отдельных лиц к информационным ресурсам в стране и за рубежом;
повышение эффективности использования существующих общегосударственных баз данных за счет кооперации работ по их поддержанию и ведению, а также частичной их приватизации;
стимулирование развития коммерческих баз данных как одного из элементов этого сектора рынка;
расширение экспорта информационных ресурсов государственных баз данных в другие страны в обмен на аналогичный импорт.
Условия, которые могут обеспечить решение перечисленных задач, сводятся к определению и закреплению прав собственности на базы данных за счет акционирования и приватизации, включая разработку механизма приватизации информационных ресурсов. Необходимо создать организационный государственный механизм контроля за доступностью и состоянием баз данных. Государство должно стабилизировать цены и ослабить монополию производителей информационной продукции. Необходима интеграция имеющихся информационных ресурсов, организованных в виде локальных и распределенных баз данных, общего пользования и специализированных баз данных, ведение которых осуществляется организациями различных ведомств, а также баз данных, формирование, ведение и представление информационных услуг по использованию которых осуществляют коммерческие структуры. Для реализации системы интегрированных баз данных необходимо создание баз метаданных — справочно-навигационных систем с применением разработанной в мире технологии реализации этой концепции.
17. Важнейшей частью инфраструктуры информатизации является сервисная компонента. Надежное функционирование всех компонент инфраструктуры информатизации невозможно без мощной сервисной поддержки со стороны служб технического обслуживания, обучения и тренинга специалистов и пользователей. В последние годы интенсивно совершенствуется интеллектуальная компонента сервисного обслуживания массовых пользователей, увеличиваются номенклатура и объем услуг. Таким образом, сервисная компонента является важнейшей частью инфраструктуры информатизации.
Активно развивается сервисная компонента инфраструктуры информатизации в виде системы центров информатизации или телекоммуникационно-сервисных центров. Передовые сервисные центры предлагают разнообразные услуги пользователям:
обслуживание и ремонт технических средств, адаптацию, генерацию и сопровождение ПС, консультационное обслуживание, обучение и тренинг пользователей, телекоммуникационные услуги и обеспечение выходов в глобальные вычислительные сети.
18. Конверсия оборонных отраслей для поддержки процессов информатизации России может значительно повлиять на развитие инфраструктуры. При реализации проектов информатизации значительную роль могут сыграть разработки, выполняемые в оборонных отраслях промышленности, и системы, созданные по заказам Министерства обороны. Эти работы направлены на решение социальных, экономических, правовых проблем, связанных с изменением военной доктрины Российской Федерации, на обеспечение сбалансированности и устойчивости развития военно-ориентированных отраслей промышленности, вхождение их в новые рыночные отношения, насыщение отечественного рынка информационными продуктами и услугами и создание новой информационной среды общества.
При разработке конверсионной Программы были заложены следующие принципы ее осуществления:
использование освободившихся в результате уменьшения заказов в интересах обороны трудовых, материальных ресурсов и производственных мощностей для производства новой гражданской продукции, способствующей созданию качественно новой информационной среды;
продолжение начатых исследований и разработок в области информатики и связи, доведение их до проектно-конструкторской документации и постановки на производство;
переориентация начатых исследований на достижение результатов, связанных с гражданской продукцией;
использование для проведения новых исследований и разработок накопленного научного, технического, информационного и кадрового потенциала конверсируемых предприятий для создания и производства средств информатики и связи;
использование ресурсов специальных каналов связи и радиочастотного спектра в интересах наиболее полного удовлетворения социальных и экономических потребностей общества.
В результате реализации конверсии можно ожидать:
дальнейшего развития основных направлений информатизации общества за счет комплексного поэтапного создания и внедрения новейших отечественных и зарубежных технологий в практику работы пользователей различных сфер деятельности;
развития базовой сети связи в направлении ее цифровизации как основы для предоставления пользователям разнообразных телекоммуникационных, информационных и информационно-вычислительных услуг;
увеличения возможностей предоставления пользователям услуг связи за счет совместного использования специальных каналов связи и радиоэлектронных средств военного и гражданского назначения;
снятия ряда ограничений на использование телевизионных каналов метрового и дециметрового диапазона, а также создания благоприятных условий для развития в стране сотовых систем связи общего пользования, спутникового звукового и телевизионного вещания;
разработки и освоения в серийном производстве на конверсионных предприятиях цифровых средств коммутации и систем передачи, средств радио и спутниковой связи, многофункционального оборудования.
Реализация комплекса этих работ, наряду с удовлетворением социальных запросов общества, в новых условиях позволит обеспечить поступление в государственный бюджет значительных финансовых средств от негосударственных, в том числе и зарубежных пользователей каналов связи и радиочастотного спектра.
19. В инфраструктуре информатизации должен быть учтен фактор смешанного метода управления народным хозяйством, при котором сочетаются административно-командная и рыночная компоненты управления. Имеется ряд факторов, которые дают возможность сделать прямым прибыльным делом реализацию проектов развития инфраструктуры информатизации России. Во-первых, массовость — миллионные тиражи ряда компонент инфраструктуры (персональные компьютеры, модемы, терминалы телематических услуг, системное и прикладное программное обеспечение), во-вторых, потенциально низкая себестоимость перечисленных компонент в случае организации их массового производства на территории России, где заработная плата производящих на 1—2 порядка меньше, чем в Западной Европе или Северной Америке.
Необходимо разработать такой метод решения проблем, при котором реализация программы развития инфраструктуры должна стать прибыльной для государства, т. е. реализация проектов должна пополнять бюджет, а не уменьшать его. Эта прибыль может быть вложена в развитие инфраструктуры информатизации России. При минимальном бюджетном финансировании и привлечении средств коммерческих структур и фондов, а также зарубежных инвестиций, с учетом конверсии ВПК, можно достичь приемлемого уровня развития инфраструктуры России уже в ближайшие годы.
20. Принципы реализации проектов информатизации России непосредственно связаны с особенностями и направлениями развития инфраструктуры. Для эффективного вложения средств в инфраструктуру ее компоненты должны быть ориентированы на решение конкретных приоритетных задач информатизации народного хозяйства и социальной сферы. Для этого необходимо анализировать состояние процессов информатизации, определять приоритетные цели, задачи и этапы реализации отдельных проектов. Эти задачи решаются в Системном проекте "Информатизация России".
В Системном проекте отражены основные результаты разработки проектов информатизации, а также новейшие достижения мировой науки и практики в области проблем и инфраструктуры информатизации. Для каждого направления, рассмотренного в Системном проекте, даются рекомендации по использованию и применению результатов выполненных разработок и предложения по развитию работ рассматриваемого направления. Системный проект должен регулярно обновляться на основе изложенных ниже принципов с учетом изменений в политической, экономической, социальной обстановке России, в состоянии процессов информатизации общества, а также с учетом появления новых средств информатизации и новых ИТ.
Цель информатизации России может быть достигнута только при соблюдении следующих основных принципов, определяемых на основании обобщения мирового опыта и опыта ведущих научно-исследовательских институтов России в области информатизации:
соответствие информационно-технологической среды целям и задачам информатизации — должны быть обеспечены текущие и перспективные потребности в информационных услугах с учетом перестройки экономического механизма, создания новых рыночных субъектов (биржи, торговые дома, негосударственные коммерческие предприятия) и новых взаимоотношений между ними;
управляемость и координируемость процессов информатизации — создание средств и ИТ для конкретных областей применения должно осуществляться по согласованным программам, координируемым из единого центра, во избежание распыления средств и интеллектуальных ресурсов на дублирование работ;
стандартизация компонент информационных технологий и унификация проектных решений по созданию инфраструктуры информатизации необходимы для обеспечения эффективности информатизации и решения проблем интеграции информационных баз в единое информационное пространство;
интеграция информационных ресурсов России позволит создать многоцелевую республиканскую информационную систему для широкого круга пользователей и обеспечить взаимодействие с зарубежными информационными системами.
Необходимо сочетание бюджетного финансирования, внебюджетных и коммерческих инвестиций в мероприятия по информатизации России.
Определение приоритегных проектов информатизации, а также их наполнение конкретным содержанием должны отвечать требованиям углубления экономических реформ, подготовленным правительством России. В перечень приоритетных направлений предлагается включить информатизацию: решения социально-экономических и гуманитарных проблем, процессов управления на уровне высших органов государственной власти, управления отраслями промышленной сферы, финансово-кредитной системы, процессов и объектов на региональном уровне управления.
21. Информатизация решения социально-экономических и гуманитарных проблем. Целью разработки проектов информатизации по этому направлению являются проведение научно-исследовательских работ, разработка проектов информатизации организационных структур, включающих федеральные, региональные и местные органы, и создание предпосылок для проведения опытно-конструкторских работ и реализации проектов управления социально-экономической или гуманитарной проблемой. Это направление включает следующие основные проблемы информатизации: информатизацию социального обеспечения граждан, управления в области труда и занятости, деятельности пенсионного фонда, процессов в области воспитания и образования, здравоохранения, правопорядка, законности и защиты прав граждан.
Информатизация указанных процессов позволит осуществить скоординированную по целям и средствам научно-техническую политику разработки и широкого внедрения в практику соответствующих федеральных и ведомственных органов и служб современных средств и методов сбора, накопления, обработки и использования данных, необходимых для удовлетворения социальных потребностей общества и принятия обоснованных решений. Особенности этого направления заключаются в необходимости информатизации процессов не только на общегосударственном уровне, но и в регионах с созданием соответствующей распределенной базы данных и обеспечением передачи данных между уровнями управления в приемлемые сроки.
Внедрение указанных систем и новейших информационных средств и технологий позволит повысить эффективность работы органов управления и их служб, занятых в сфере социальной защиты населения, за счет автоматизации операций по учету, сбору, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для решения стоящих перед ними задач.
22. Информатизация высших органов государственной власти и управления — Президента России и его аппарата, Верховного Совета Российской Федерации, правительства Российской Федерации требует первоочередного решения для обеспечения оперативности, обоснованности и эффективности принимаемых высшими государственными органами России решений. Особенно важно оперативное информационно-аналитическое обслуживание государственных органов власти и управления в условиях быстро меняющихся политических и экономических ситуаций в процессе проведения экономической реформы в управлении государством. Целью проектов этой сферы является разработка организационных и технических принципов создания информационной среды и соответствующего технического оснащения для обеспечения деятельности органов власти и управления.
Одной из основных задач в процессе информатизации является интеграция существующих информационных систем и информационных ресурсов в целях создания распределенного Республиканского банка данных, содержащего данные и знания, необходимые при выработке стратегически важных для России решений в сфере внутренней и внешней политики и экономики. На основе такого банка данных должны быть решены задачи создания автоматизированных информационных систем офисного типа, обслуживающих документооборот, производящих контроль за выполнением решений, постановлений и других директивных документов, обслуживающих делопроизводство и другую деятельность функциональных служб и аппарата высших органов; систем автоматизированной обработки данных, реализующих комплексы моделей различных политических, экономических и социальных объектов и процессов, обеспечивающих информационно-аналитическое обслуживание с анализом ситуаций, оценкой текущего состояния и прогнозом развития того или иного процесса.
Одним из принципиальных решений по информатизации высших органов власти и управления является создание ситуационных центров, обеспечивающих выполнение информационно-вычислительных процедур по анализу ситуаций в стране и поддержке процессов выработки и принятия решений.
Реализация информационных систем позволит:
обеспечить оперативное и надежное получение необходимой информации в удобной для пользователей форме;
повысить обоснованность принимаемых решений за счет обработки и анализа широкого круга данных, имеющих отношение к решаемой проблеме, и моделирования ситуаций;
обеспечить организацию подготовки документов и эффективный контроль за исполнением законодательных актов и других директивных документов.
23. Информатизация управления промышленной сферой. Целью проектов этого направления является формирование системных принципов создания информационно-управляющих систем для органов управления крупными отраслевыми комплексами с учетом реально функционирующих в этих комплексах систем и изменений в организации управления, связанных со структурными изменениями в управлении государством и экономическими реформами.
Функциональное содержание систем должно учитывать особенности экономической реформы, приводящей к изменению функций государственного аппарата и его взаимодействию с предприятиями отрасли. При этом основное внимание должно обращаться на решение стратегических проблем научно-технической и инвестиционной политики отраслей народного хозяйства. В это направление входят проблемы информатизации управления отраслями промышленности, топливно-энергетическим, агропромышленным, транспортным и строительным комплексами, обеспечением ресурсами, а также информатизация в области сбора статистических данных.
Большинство народнохозяйственных комплексов являются многоотраслевыми, поэтому проблемы информатизации управления требуют создания многоуровневых информационно-управляющих систем, обслуживающих центральный аппарат ведомства, его отраслевые и территориальные органы управления, а также подчиненные им предприятия. Наличие негосударственных производственных структур, работающих в этих же сферах, требует решения проблемы создания интегрированного информационного пространства и сопутствующих ей организационно-правовых проблем с учетом коммерциализации информационных ресурсов и обеспечения соблюдения конфиденциальности коммерческой информации. Реализация проектов позволит ускорить процессы проведения экономических реформ и стабилизации народного хозяйства, повысить эффективность деятельности структур управления промышленностью.
24. Информатизация финансово-кредитной сферы. Целью этого направления является создание системных проектов информатизации финансовых, банковских и других коммерческих структур, предусматривающих применение современных ИТ и создание информационной среды для поддержки экономической реформы. Реализация проектов позволит перейти к компьютеризованному выполнению всех операций, связанных с финансово-экономической и коммерческой деятельностью государственных и негосударственных организаций. При этом предусматривается обеспечение возможности взаимодействия создаваемой информационной среды с соответствующими зарубежными информационными системами поддержки финансово-экономической и коммерческой деятельности.
Важное значение имеет разработка типовых проектов информатизации банков, бирж, торговых домов и других объектов рыночной экономики. Значительное место в работах этого направления должно занимать решение проблемы создания инфраструктуры информатизации и организационно-правовых проблем создания и использования баз данных с учетом необходимости защиты информации от несанкционированного доступа и правового статуса финансово-экономических и коммерческих данных.
25. Информатизация регионального уровня управления. Цель проектов этого направления — обеспечение методологической и организационной основы проектирования информационно-управляющих систем для экономических регионов и их административных органов на всех уровнях управления: от республик, краев, областей до отдельных региональных объектов. Создание систем на уровне регионов в связи с необходимостью их большого количества является дорогостоящим мероприятием и требует проведения работ по унификации организационно-методических подходов к решению этой проблемы и типизации проектов информатизации на региональном уровне.
Информатизация России на этом уровне предполагает формирование комплекса проектов, обеспечивающих информатизацию общества путем целенаправленного последовательного создания "опорных объектов" и "Опорных зон" информатизации с последующим их тиражированием. В "опорных объектах и зонах" достигается опережающий уровень информатизации (уровень насыщения средствами ВТ и широкомасштабное использование новых ИТ) на заданный период (3—5 лет), что позволяет:
получить социальный или экономический эффект и опыт интеграции систем информатизации на основе создания инфраструктуры региона и обеспечить тиражирование разработок;
обеспечить приоритетность становления информатизации в тех сферах и направлениях развития общества, рост которых осуществляется более высокими темпами в рамках социального и экономического развития региона;
обеспечить на ассоциативной основе экономию средств за счет использования методов типового проектирования.
В Системном проекте значительное внимание уделено разработке методических основ и типовых решений по информатизации территорий:
комплекса организационно-правовых документов по организации работ, их финансированию и управлению;
методических материалов по выбору "опорных зон", "опорных (первоочередных) объектов" и процессов информатизации;
функциональных и информационных моделей информатизации как отдельных сфер и направлений развития территории, так и системы управления регионом в целом с учетом реализации экономических и политических реформ;
типовых проектов информатизации регионов различного уровня.
Это должно позволить не только "опорным зонам", но и другим регионам рационально организовать проведение работ и более эффективно использовать ограниченные трудовые, финансовые и материальные ресурсы, которые могут быть выделены территориальными органами управления на информатизацию. Для обеспечения организационно-технической основы информатизации регионов необходимо поэтапное создание в масштабах всей России сети территориальных центров информатизации. Эти центры должны стать опорными пунктами информатизации в регионах, обеспечить исходные предпосылки и сформировать необходимые условия для ускоренного развития информатизации. Разработка организационно-методических основ информатизации регионов (включая разработку типовых проектов) нуждается в государственной поддержке и должна финансироваться в основном из средств федерального бюджета. Однако проектно-конструкторские работы и оснащение региональных объектов соответствующими средствами должны осуществляться за счет средств региональных органов управления и конкретных объектов.
26. Организация работ по разработке проектов информатизации на федеральном и региональном уровнях проводится, как правило, на конкурсной основе. В таких конкурсах могут участвовать коллективы государственных и негосударственных организаций и предприятий, научных и учебных институтов, имеющие опыт работы в конкретной области информатизации, соответствующие научные и практические заделы.
Республиканский НТС осуществляет конкурсный отбор заявок на включение в программу информатизации на основе экспертизы, выполненной по каждой заявке высококвалифицированными учеными и специалистами, работающими по проблемам, соответствующим предмету заявки. Результаты работы по научно-технической программе также подвергаются экспертизе специалистами, привлекаемыми Республиканским НТС. Оценив результаты выполненных научно-исследовательских работ, разрабатывают рекомендации по их применению и использованию при создании конкретных проектов информатизации.
Большинство проектов информатизации носят комплексный характер. Их невозможно выполнить силами коллектива одной специализированной организации. Следовательно, основные принципы кооперации разработчиков, обеспечивающие целостность разработки, скоординированность отдельных ее компонент, гарантию реализуемости и минимума затрат на разработку, заключаются в следующем:
определение заказчика комплексной проблемы информатизации, отвечающего за необходимость и целесообразность ее постановки и решения;
назначение головного разработчика комплексной проблемы информатизации, несущего полную ответственность за ее разработку и реализацию;
привлечение в кооперацию разработчиков организаций и специалистов, имеющих научные и практические заделы и опыт работы в области данной проблемы.
Работы по дальнейшему углублению и развитию Системного проекта следует ориентировать на систематизацию информации о состоянии и перспективах развития информационных систем и средств информатизации, анализ этой информации и разработку рекомендаций для обеспечения обоснованного формирования федеральных программ решения научно-технических проблем и создания конкретных систем в области информатизации. Системные проекты и реестры информационных систем и ИТ должны издаваться достаточно большим тиражом для обеспечения доступа широкого круга разработчиков к этой информации.
Статья поступила в редакцию в апреле 1993 г.
РосНИИ ИТиАП
_________________________________________________
В. В. Липаев - д-р техн. наук,профессор
© Информационное общество, 1993, вып. 1-2, с.14-34.