Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации
Урсул А.Д.

Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации

___________________________

Урсул А.Д.



Статья затрагивает вопросы информатизации общества в единстве с социальноэкономическими и экологическими проблемами человечества на пути реализации новой модели цивилизационного развития перехода к планетарному управляемому социоразвитию. При этом информатизация общества рассматривается как устойчивый путь в ноосферу. Становление ноосферы это путь выживания цивилизации.

В последние годы в мире происходят кардинальные трансформации, которые не могут не повлиять на дальнейшую судьбу как всей цивилизации, так и России. Эти трансформации связаны с пониманием кризисной ситуации, в которой оказалась наша страна и человечество в целом, и принятием мер по предотвращению глобальной и российской катастрофы. Вполне естественно, это затрагивает и наши представления о роли информатизации в данном процессе и, по сути дела, формирует новое видение перспектив информатики в жизни общества, его долговременной информационной стратегии.

Акцентирование внимания лишь на техникотехнологических проблемах информатизации не позволяет сформировать новую информационную стратегию, которая определит адекватное место информатики в выходе из глубочайшего цивилизационного кризиса, сделает ее реальным средством выживания и дальнейшего устойчивого развития человечества. Необходимы выход за пределы информатики в общество и реализация того систем! ого подхода к информатике, начало которого связано с формированием социальной информатики [13]. В этих же работах поставлен вопрос о новом ноосферном синтезе науки и духовности в целом, синтезе, в котором информатика во всех ее разновидностях сможет занять приоритетное место [4,5].

Ниже изложены существо новой переломной ситуации в человеческой истории и новое видение роли информатики в будущем цивилизации, если она сумеет перейти на совершенно новую модель развития, которая ставит беспрецедентную задачу перехода к планетарному управляемому социоэкоразвитию. Именно эта задача может стать основной в становлении того общества, в глобальном масштабе, которое ныне все чаще именуют информационной цивилизацией.

На пути к устойчивому развитию: выбор новой модели будущего Россия, как и все мировое сообщество, находится на переломном этапе своего развития, и пытается найти выход из кризисной ситуации, сложившейся в социальноэкономической и экологической сферах. Десятилетиями продолжались снижение эффективности экономики, широкомасштабное разрушение природы и снижение жизненного уровня населения. Начавшиеся в последние годы процессы обновления перестройка, демократизация, переход к рыночным отношениям не привели пока к оздоровлению России. В широком смысле мы сейчас остро нуждаемся в "экологическом страховании" демократических реформ, в противном случае они окажутся бесперспективными. Мы не должны и далее идти по пути не оправдавшей себя модели неустойчивого развития, отвергнутой мировым сообществом в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Возрождение России, ее включение в мировой процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, сопряжены с реализацией нового типа движения вперед, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей не будет достигаться за счет лишения такой же возможности наших потомков [68 ]. Стратегия устойчивого (сбалансированного) развития потребует системной оптимизации не только экономических и экологических характеристик, но и всех остальных параметров и тенденций социоприродной системы, достижения гармонии между людьми и между обществом и природой. Стабильность экономического роста и социального развития должна будет достигаться без неоправданной деградации природы, сохранением прежде всего биосферы планеты. Такого рода устойчивое социоприродное развитие предполагает движение по пути широко понимаемой всесторонней интенсификации не только производства, но и всех сфер социальной деятельности, когда максимальное вовлечение качественных источников и факторов органически связано с минимизацией количественных параметров (максимин интенсификации).

Как показал известный ученыйгеолог, профессор Ъ. С. Голубев, энергетический критерий перехода к интенсивному развитию заключается в уменьшении со временем приведенных энергетических затрат на единицу общественного (совокупного) продукта [9 ]. Существуют и другие естественные причины перехода на интенсивный путь развития ограниченность природных ресурсов, их постепенное истощение, загрязнение окружающей среды. Интенсивный путь развития, к которому перешли сейчас наиболее развитые страны, предполагает постепенный переход в глобальном масштабе на путь сбалансированного непрерывного, т. е. устойчивого, развития [10]. Перрход на путь устойчивого социоприродного развития интенсивного типа предполагает реализацию ряда стратегических требований, сформулированных в докладе МКОСР под руководством Г. X. Брутланд [11 ], "Декларации РиодеЖанейро" и "Повестке дня на XXI век" [6 ].

Императивы устойчивого развития не могут быть реализованы стихийно и потребуют формирования новых механизмов управления как в глобальном, так и в национальном (федеральном) и региональном масштабах. Изменятся цели цивилизационного развития, и даже из общечеловеческих ценностей приоритеты будут отданы тем, которые обеспечат движение вперед по устойчивой траектории экогуманистической ориентации. Это повлечет за собой кардинальные демографические, социальноэкономические, культурные, политические и иные трансфермации, не ограничиваемые лишь реформами. Устойчивое развитие обязано пойти по постиндустриальному пути, формируя в ближайшие десятилетия на всей планете информационную цивилизацию, способную к решению экологической и других глобальных проблем. На стадии информационною общества должен появиться новый интегральный интеллект общечеловеческого масштаба, способный эффективно управлять планетарной социоэкосистемой при ее переходе на рельсы устойчивого развития. Это означает, что на данном пути возможна реализация ноосферного варианта такого типа развития, т. е. появление как в отдельных регионах и странах, так и в глобальном масштабе сферы разума, или ноосферной цивилизации. Как будущая сфера совместного проживания человечества без конфронтационноцентробежных и социальнопатологических тенденций, отдающая приоритет идеалам нравственного разума и гуманизма, ноосфера может быть реализована лишь на ненасильственноконсенсусном механизме самоуправления [4,5 ]. Концепция ноосферы, благодаря переходу мирового сообщества на магистраль устойчивого развития, начинает обретать стратегическую и практическую значимость.

К сожалению, необходимость перехода к устойчивому развитию и его ноосферной ориентации в России осознается пока весьма узким кругом интеллектуалов и даже не обсуждается на высших уровнях всех властных структур. Не говорит об этом и пресса. Складывается впечатление, что, когда весь мир совершает важнейший после сельскохозяйственной и промышленной революций переход на путь устойчивого развития, наша страна продолжает хаотическое движение, уходя все дальше от "реального социализма", но не вперед вместе с мировым сообществом, а, возможно, либо в сторону, либо в далекое прошлое капитализма. И когда передовые индустриальные страны Запада и Востока отвергают это прошлое совместным движением в новое качественное общество как постиндустриальную цивилизацию, пытаясь реализовать новую модель социоприродного развития, вряд ли имеет смысл брать пример с далекого прошлого Запада, особенно сейчас, когда стало ясно, что ни одна из прошлых социальноэкономических формаций (социализм, капитализм) не оказалась перспективной для дальнейшего цивилизационного развития. Сегодня речь идет уже не об улучшении условий существования человечества в будущем, о чем мечталось во всех социальных утопиях, а о возможности выживания, дальнейшем сохранении человеческого рода при удовлетворении далеко не всех, а лишь основных (наиболее естественных) жизненных потребностей. Это совершенно новая постановка вопроса о будущем человечества. Она требует нового мировоззренческого подхода, отвергающего как конфронтацию внутри социума, так и его взаимодействие с природой. Сейчас необходима совершенно новая социальная (точнее, социоприродная) теория цивилизационного процесса, и особенно для России, поскольку при обсуждении этих вопросов не раз выражалось сомнение в возможности перехода России на путь устойчивого развития. Но если мы не перейдем на путь устойчивого развития, то не только не впишемся в мировой процесс, но и окажемся на периферии цивилизационного развития. Нам надо идти вперед вместе со всей цивилизацией, реализуя не одиндва новых для России процесса (скажем, демократизацию и переход к рынку), а весь их комплекс, делая акцент на наиболее перспективные, способствующие переходу к устойчивому развитию.

Переход на путь устойчивого развития, его последующая ноосферная ориентация не могут произойти стихийно. Стихийное развитие общества не только в России, но и в мире в целом, может привести лишь к катастрофе, и поэтому необходим переход к устойчивому развитию, который является управляемым (с помощью средств информатики) процессом в глобальном, государственном и ином масштабе. Нет нужды говорить, что во всем мире (а тем более в нашей стране) пока нет ни теории, ни даже признанной концепции управления переходом к устойчивому развитию, не развит (и даже не поставлен) вопрос об информационном аспекте такого перехода. К тому же нужно иметь в виду, что чисто социальный или, если угодно, социальноэкономический, т. е. несистемный подход в нашей стране, да и на Западе оказался гносеологической причиной неустойчивого развития. Вот почему появились попытки нового понимания развития с использованием естественнонаучных методов, например пассионарная теория этногенеза, развитая Л. Н. Гумилевым, которая поведение каждого человека и каждого этноса рассматривает как способ адаптации к своей географической и этнической среде [12 ].

Методологический подход к пониманию перехода к устойчивому развитию как социоприродной эволюции развивается и рядом других исследователей, в том числе « и учеными Ноосферноэкологического института Российской академии управления и Академии ноосферы, создавшими оригинальную концепцию становления ноосферы и показавшими, что модель устойчивого развития должна изучать ноосферология [5].

Безальтернативность модели устойчивого развития в планетарном масштабе детерминирует необходимость включения России в этот процесс и определяет возможности российского пути в ноосферу. Содержание процесса возрождения России характеризуется не возвратом к какому бы то ни было варианту прошлого, а переходом вместе с другими странами и регионами планеты к новой социоприродной модели развития и перспективами ноосферного выбора. И, конечно, наряду с общими тенденциями такого типа устойчивого социоэкоразвития, наша страна будет характеризоваться и своими специфическими чертами и тенденциями. Они определяются особенностями российской духовности и менталитета, истории и национальных традиций, пониманием нравственных императивов и экогуманистических ценностей, своеобразием процессов демократизации и перехода к рынку, обеспечением безъядерного мира, демилитаризации и конверсии, реализацией социальной справедливости и защищенности личности, оптимизацией властных структур и механизмов управления, евразийскими культурноэтническими и территориальноприродными реалиями и, конечно же, информатизацией, о чем в ходе полемики и борьбы за власть позабыли лица, ответственные за принятие решений.

В отличие от западников, отрицающих особый путь развития России, и славянофилов, обращавших внимание лишь на национальную самобытность, мы вслед за В. С. Соловьевым видим национальную, в том числе и русскую идею в той роли (функции), которая возложена на ту или иную нацию в развитии всего человечества ("вселенской жизни"). То есть, национальная идея как система взглядов есть мировоззрение, выражающее основные черты национального самосознания, взаимосвязь национальных и общецивилизационных интересов. Особый путь России не должен уводить ее с магистрали глобального перехода к устойчивому развитию.

Очевидно, что на современном этапе русская идея должна быть тесно связана не только (и не столько) с прошлым, но и предстоящим возрождением России и, кроме традиционных русских черт, содержать принципы, отражающие демократизацию, i национальное согласие, открытость и вхождение в мировой процесс, переход к устойчивому развитию в его высшем варианте ноосферной ориентации, объединение человечества на рациональногуманистических, нравственных, экологических началах и др.

В литературе имеется точка зрения, рассматривающая развитие по 400летнему циклу самообновления (русский этноритм): в X веке была завершена норманская перестройка, далее шла византийская "модель" самообновления, затем имел место татарский цикл и начиная с XVII века развертывался западный цикл (вестернизация), который сейчас завершается [13]. Должен был бы начаться новый цикл, который необходимо исследовать.

Его специфика для России Евразии связана со следующими особенностями. Начало нового цикла совпало с глобальной по своим масштабам Чернобыльской ядерноэкологической катастрофой, резким падением духовности и нравственности, крушением социалистических и коммунистических идей и перспектив, глобальной моделью неустойчивого развития и др. Что составит суть нового цикла и последует ли он в своей 400летней длительности, если уже через десятки лет разразится мировая экокатастрофа? Сменится ли вестернизация тенденцией остернизации? Сольется ли в единый суперэтнос (согласно пассионарной теории этногенеза) все человечество, переходя к устойчивому развитию? Ведь появление гиперэтноса единого человечества на пути к устойчивому развитию предполагает переход к единой (общечеловеческой) системе ценностей, которая Л. Н. Гумилевым подвергается сомнению и по сути ведет не к выработке консенсусных решений, а к доминированию гошодствующих систем ценностей нового суперэтноса.

На эти вопросы необходимо будет ответить в ходе разработки социоприродной теории устойчивого развития и вариантов движения России по данному пути. Совершенно ясно, что создание такой теории потребует не просто дальнейшего развития социальногуманитарных исследований и особенно акцента на проблемах прогнозирования и управления, но и включения естественных, технических и других подразделений науки, а также иных форм сознания и интеллектуальной деятельности, в том числе религии и искусства, в решение проблем единения й сохранения человечества. Речь идет о формировании принципиально нового мировоззрения ноосферного, в которое будет включено все лучшее, что создано человечеством, в том числе и та часть современного научного мировоззрения, которая ориентирована на выживание цивилизации и ее последующее устойчивое развитие. Новое ноосферногуманистическое мировоззрение должно в полной мере осознать недостаточность многих прежних фундаментальных идей прежнего "научного" мировоззрения, отказаться от сциентизма и техницизма, господства человека над природой, идеи чисто социального и даже научнотехнического (технологического) прогресса, содействовавших созданию общества потребления и сверхпотребления. Отказ от многих традиционных ценностей, в том числе и от ценностей потребительскотехнологической цивилизации, до сих пор считающихся общечеловеческими, должен привести к формированию новых поколений людей ноосферной ориентации, сознательно и добровольно участвующих в созидании нового типа цивилизации (ноосферноинформационной), способной реализовать модель устойчивого развития.

И уже нынешнее поколение, если оно согласно с новым цивилизационным выбором, должно коренным образом изменить свое сознание и активно содействовать процессу перехода на путь управляемого ноосферогенеза оптимальный путь выживания человечества. Важнейшую роль в этом призван сыграть процесс информатизации общества, который, к сожалению, не нашел должного отражения в документах саммита "РИО92", а между тем путь устойчивого развития цивилизации и ее вхождение в информационную стадию единый процесс ноосферогенеза [5].

Информатизация общества устойчивый путь в ноосферу

Конец второго тысячелетия характеризуется углублением глобального кризиса цивилизации, могущего перейти в ядерную и экологическую катастрофу в ближайшие годы и десятилетия. Сумеет ли человечество выжить и перейти к безопасному, устойчивому развитию? Ответа на этот вопрос, несмотря на разнообразие мнений, не существует, и вероятность выживания пока меньше вероятности глобального омницида. Движение по пути устойчивого развития, возможно, и окажется тем реальным направлением, о котором мечтали мыслители, которых мы именуем основателями концепции ноосферы.

Дальнейшее совместное развитие всех стран и народов на пути к выживанию должна освещать теория, основу которой может составлять концепция ноосферы (сферы разума), идея которой была высказана французскими мыслителями Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, а также академиком В. И. Вернадским. К сожалению, эта идея до недавнего времени не была связана с процессом информатизации общества и некоторыми авторами даже противопоставлялась идее становления информационного общества (ИО). Между тем, выживание и устойчивое развитие общества невозможно без информатизации и становления информационной цивилизации в глобальных и даже космических масштабах. Ноосферногуманистическое направление информатизации выступает важнейшим гарантом движения общества по пути устойчивого развития.

Глубинная сущность информатизации общества заключается в интеллектуальногуманистической трансформации всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полной генерации и использования информации как главного ресурса развития с помощью средств информатики, новых информационных технологий в целях созидания ИО, дальнейшего сбалансированного социоэкоразвития и становления сферы разума. Именно с помощью информатизации общества может измениться соотношение сознания и бытия. До сих пор сознание только отражало бытие с отставанием, не предвидя даже возможности глобального кризиса и катастрофы. Для того" чтобы человечество выжило и реализовало модель устойчивого развития, его формирующееся коллективное (интегральное) сознание должно опережать бытие, предвидеть последствия преобразовательной деятельности и направлять ее по ноосферной траектории развития.

На стадии формирования глобального ИО появится новая закономерность развития опережение сознанием бытия, что было нереально в условиях индустриальной цивилизации, так как для этого необходимо существенное повышение как сознания каждого в отдельности человека, так и совокупного интеллекта человечества, не сводящегося к простой сумме интеллектов индивидов.

Конечно, было бы упрощением считать, что интеллектуализация как закономерность социального развития, взятая за основу в нетрадиционной концепции становления ноосферы, тождественна процессу информатизации. Существуют и иные механизмы и факторы повышения уровня индивидуального и общественного сознания, другие виды духовного творчества. Однако с помощью средств информатики, особенно базирующихся на системах искусственного интеллекта, совокупное общественное сознание не просто повышается, а приобретает новое качество, делающее возможным выживание человеческого рода. Происходит глубокая трансформация интеллектуального потенциала социосферы, что может привести к превращению ее в сферу разума. Вот почему существенной чертой постиндустриального общества является не только его экологобезопасное состояние, но и информационный потенциал, безопасность и устойчивость информатизации.

Качественно новый уровень интегрального интеллекта цивилизации, формируемый в результате созидания ИО, необходимость его общей гуманистической t ориентации свидетельствуют о том, что данная ступень социального развития оказывается не только постиндустриальной, но и ноосферной. Повсеместное использование средств информатики и информационного моделирования всех процессов, которые подвергаются изменениям, выбор оптимальных вариантов и путей деятельности окажутся своего рода информационным императивом в ИО. Это должны быть тщательно продуманные "информатизированные" трансформации в отличие от проводимых сейчас, развивающихся не по заранее обоснованному плану, а методом проб и ошибок, скороспелых и малопродуманных решений, в которых, как правило, не учитываются даже очевидные для многих негативные последствия и не просматриваются (в том числе и в компьютерных вариантах) альтернативы проводимым реформам.

Появление ИО два десятилетия назад не предсказывалось мировой наукой, а нашим обществоведением вплоть до недавнего времени просто отрицалось. Основное внимание акцентировалось на социальноэкономических и вещественноэнергетических факторах прогресса, да и тот виделся лишь как смена общественноэкономических формаций, где на первый план выдвигались классовые факторы и насильственные перестройки социальные революции.

Поскольку внимание ученых было отвлечено от общечеловеческих тенденций и ценностей, фундаментальные закономерности социального развития оставались на периферии научного поиска либо игнорировались. Только в последнее время стали исследоваться тенденции, имеющие общецивилизационное значение. К ним могут быть отнесены и закономерности перехода к устойчивому развитию и становлению ноосферы, идущие не по формационному, а по более фундаментальному ряду развития. Он включает в себя следующие ступени: палеолитическое общество (с присваивающим хозяйством) аграрное (начало перехода к производящей экономике) индустриальное информационное экологическое космическое общество. Три последние ступени характеризуют ноосферную стадию цивилизационного процесса [4,5 ].

Становление ноосферы должно выступать как средство решения всех глобальных проблем цивилизации и выполнять следующие основные задачи: гуманизация общецивилизационного процесса развития, формирование новых социальноэкономических и культурнонравственных императивов выживания и рациональнокоэволюционных потребностей и ценностей, реализация ноосферных сдвигов в самой природе человека; формирование качественно нового интегрального интеллекта всего человечества на пути его информатизации, способного предвидеть будущее и реализовать глобальное управление социоразвитием по созиданию сферы разума; устранение угрозы термоядерной и экологической катастроф и кризисов и осуществление перехода к устойчивому, безопасному во всех отношениях развитию; развертывание все более широкого освоения космоса и использование его ресурсов для блага человека на Земле, экологизированная индустриализация внеземных пространств в целях создания, наряду с геоноосферой, сферы разума в космосе [5 ].

Решение данных задач устойчивого ноосферогенеза может произойти на путях свершения гуманитарной, информационнокомпьютерной, экологической и космических революций, которые в отличие от предшествующих социальных революций будут носить не социальноклассовый, а общецивилизационный и даже социоприродный характер. В своей системности все эти трансформации составят ноосферную революцию (ноосферогенез), реализующую в глобальном масштабе новую модель цивилизационного процесса.

ИО нельзя полностью отождествлять с ноосферой, ИО ее начальная, первая ступень (инфоноосфера). В ходе созидания ИО невозможно решить все важнейшие проблемы социального развития, например экологическую проблему, хотя и закладываются информационные основы решения многих глобальных проблем. Здесь в основном формируются информационные механизмы выживания и качественных трансформаций: создание инфосферы и ее безопасное развитие, выход из информационного кризиса, возможность интенсивной генерации научной и иной социальной информации, реализация свободного доступа каждого человека к информации, возможность активного участия в принятии социальных решений на базе не мажоритарной, а информационноконсенсусной демократии. Что касается иных характеристик социального развития, то они, конечно, также изменяются, но информационные параметры оказываются доминирующими, приоритетными.

Условием и предпосылкой возникновения ИО является полный отход цивилизации от военных и иных форм конфронтации и насилия. Важно обеспечить информационную безопасность и устойчивость развития цивилизации, которая не сводится к компьютерной безопасности, подобно тому как процесс информатизации не сводится к компьютеризации. Информационная устойчивость и безопасность представляет собой свойство социума гарантировать гармоничное развитие информационных процессов, которое бы создавало условия выживания и дальнейшего поступательного сбалансированного движения, придавало процессу информатизации ноосферногуманистическую ориентацию.

Под ноосферногуманистической ориентацией информатизации как устойчивого процесса (закономерности) понимается не только ее направленность на развитие человека и содействие антропоноосферным трансформациям [5 ]. Это также и обеспечение условий для развития всего человечества, его выживания, без чего человек не может реализоваться как личность. Ведь создание ИО, которому суждено погибнуть от экологической или космической катастрофы, вряд ли может служить целью процесса информатизации.

Информационные и неинформационные компоненты ИО функционируют так, что первые в существенной степени детерминируют и перестраивают вторые. В этом заключается смысл наименования информационное общество, иначе оно называлось бы подругому. На стадии ИО информационная наука, техника и технология взаимосвязаны столь тесно, что речь идет уже не просто о связи научнотехнического и социального развития, а о едином процессе социотехнологического устойчивого развития в системе коэволюции "общество информатика". Появляется своего рода информационнотехнологический детерминизм развития, где информационные факторы играют приоритетноопределяющую роль, перестраивая все остальные. Это повлияет на рынок, сделав его вместо вещественноэнергетического информационным. Может произойти замена обращения денег обращением информации о них (банковские карточки), т. е. информационная природа денег получит свое адекватное выражение [7]. Аналогичные информационные трансформации ждут и демократический процесс.

Этот важный методологический вывод применим как для обществоведения, которое до недавнего времени лишь критиковало западные "технологические фальсификации" общественного процесса, так и для информационной науки и технологии. Открывается возможность для более тесного соединения гуманитарных ограслей науки и информатики, проявляющегося в различных формах: гуманизация информатики, появление социально ориентированной информационной технологии, информатизация социальногуманитарного знания. На перекрестке взаимодействия социального знания и информатики возникает и социальная информатика как одна из основополагающих научных дисциплин и областей творческого поиска, входящих в ноосферологический комплекс знания [4 ].

В ходе созидания ИО, особенно по пути экологической информатизации, будет продвигаться решение проблем окружающей среды и природопользования. Однако на этом этапе будут устранены лишь очевидная бесхозяйственность, наиболее зримые негативы антропогенной деятельности. Глобальный же переход на интенсивнокоэволюционный (ноосферный, соответствующий модели устойчивого развития) способ природопользования, преимущественно информационную стратегию взаимодействия общества и природы, должен произойти на ступени эконоосферы (экологической цивилизации), которая по своей сути окажется информационноэкологическим обществсм [14]. На этой ступени создаются условия для устойчивого существования и дальнейшего развития ИО. Процесс же информатизации со становлением ИО не прекращается, а развивается далее, причем он все больше ориентируется на решение ноосферноэкологических проблем. Приоритетное место, во всяком случае по сравнению с нынешним этапом, на котором основное внимание уделяется социальной (в узком смысле), производственной и управленческой сферам, займет экологическая информатизация. За эконоосферой следует космическая ступень космоноосфера, под которой, понимается такое состояние общества, материальной основой которого станут автотрофный (внебиосферный) путь развития, широкое развитие экологизированной индустрии за пределами планеты и интенсивноадаптивных технологий в агросфере на планете. Откроется качественно новый способ решения проблем экологии и экономики, поскольку, в принципе, их невозможно решить, оставаясь в земной системе "координат". Приоритетное место займут проблемы "космической информатизации".

Важно подчеркнуть, что информатизация не заканчивается становлением ИО и не сводится к этому процессу. На этапе инфоноосферы процесс становления ИО во многом совпадает с информатизацией общества. Однако информатизация развертывается и далее, решая задачи дальнейшего повышения устойчивости цивилизации, созидания эконоосферы, космоноосферы, астроноосферы и др. С этих позиций информатизация общества оказывается более фундаментальной закономерностью, чем становление ИО, ибо она является теперь закономерностью перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации.

Казалось бы, рассматривая следующие за ИО ступени ноосферы, мы отходим от приоритета информационных параметров и характеристик социального развития. Это было бы проявлением несистемного подхода. Смысл всех этапов реализации модели непрерывного развития и созидания сферы разума в том и заключается, что, появившись на ступени ИО,.приоритет информационных характеристик по отношению к вещественноэнергетическим не исчезает. Более того, в ходе всех ноосферных трансформаций информационное содержание сферы разума увеличивается. На этапе экологического общества это необходимо для обеспечения устойчивости сформированного ранее ИО, формирования информационноемкой стратегии природопользования, экологической защиты ноосферного процесса и повышения его устойчивости. Созидание космоноосферы и последующие этапы преследуют цель повышения устойчивости развития сферы разума как информационноэкологического общества в масштабах Вселенной.

В принципе ноосферогенез это непрерывно длящийся социальнодеятельностный процесс, охватывающий материальную и духовную составляющие цивилизационного развития. В результате ноосферных трансформаций социальной деятельности происходит смена приоритетов: на этапе инфоноосферы на приоритетное место вместо вещества и энергии выдвигается информация, на этапе эконоосферы к ней подключаются солнечная радиация и воспроизводимые природные и социальные ресурсы, на этапе космоноосферы космические ресурсы и все внеземные пространства и объекты. Но, может быть, иной разум и внеземной социум, если они существуют, и способны к межцивилизационному контакту [15]. На всех трех этапах создаются свои специфические средства и технологии: новейшие социальные технологии, средства информатики и информационные технологии, интенсивнокоэволюционные механизмы, мало и безотходные технологии, новые поколения космических средств и высшие космические технологии. Ноосферогенез, таким образом, выступает как системное движение повышения степени устойчивости, включая в себя гуманизацию, переход к цивилизованному рынку, интеллектуализацию, демократизацию, информатизацию, экологизацию, космизацию и все другие позитивные, способствующие выживанию человека и общества тенденции стабильного развития человеческого рода.

В совокупности всех своих черт ноосфера мыслится не просто как стихийно формируемая область будущей деятельности человечества, а именно как то пространство разумной деятельности, которое может появиться в результате реализации оптимальной стратегии выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, где принципы гуманизма, соединенного с нравственным интеллектом, займут приоритетное место. В чем будет проявляться эта оптимальность, предстоит еще выяснить с помощью компьютерного моделирования, ибо это чрезвычайно существенно для формирования и проведения целенаправленного и глобального управления ноосферогенезом. Важно, чтобы появилось качественно новое состояние общества (ноосферная цивилизация), которое на базе гуманизированного интегрального интеллекта и средств информатики перешло бы на интенсивнокоэволюционный способ взаимодействия с природой, гарантирующий в наиболее полной степени выживание и последующее безопасное и сбалансированное во всех отношениях развитие человечества.

Ноосфера как наиболее приемлемое для всего человечества будущее может выступать как сверхцель, которая станет ориентировать переход на модель устойчивого поступательного движения по тому пути, который до недавнего времени ассоциировался с социальным прогрессом. "Степень ноосферизации" окажется вместе с тем и критерием выживания человеческого рода, поскольку реальная траектория цивилизационного развития даже в его "устойчивом" варианте скорее всего будет отличаться от теоретически оптимальной, предсказываемой ноосферными исследованиями.

Для того, чтобы выжить, многомиллиардному населению планеты надо действовать как одному разумному организму, предвидеть свои действия, управлять своим развитием. Это возможно только в случае формирования единого интегрального интеллекта человечества, способного реализовать выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Устойчивое развитие цивилизации после РиодеЖанейро мыслится как непрерывно длящееся социоприродное развитие, дающее возможность развития как нынешнего, так и последующих поколений. И речь, пожалуй, должна идти именно о последующих поколениях, если нынешнее сделает крутой поворот в сторону информатизации и становления информационной цивилизации ноосферной ориентации.

Без выдвижения на приоритетное место нравственного разума, принципов нового гуманизма, без объединения интеллектуальных усилий человечества по глобальному управлению экоразвитием с помощью средств информатики невозможно выживание и становление среды разума. Это совершенно новые приоритеты в самом общецивилизационном процессе, отказ от идеалов потребительского общества и выдвижение совершенно новой модели общества и человека будущего жителя ноосферы, о котором мечтали А. Печчеи, Э. Фромм и другие представители нового гуманизма.

Ноосфера имеет свою информационную сущность, здесь господствуют приоритеты информации как ресурса развития над веществом и энергией и сознания над бытием. Переход к ноосфере возможен лишь в ходе гуманитарногуманистической трансформации, которую можно было бы, преодолевая нашу мировоззренческую аллергию к насильственным изменениям, именовать антропоноосферной революцией, которая должна изменить человеческие качества, ориентировать их и общецивилизационное сознание в ноосферном направлении. Устойчивое развитие должно быть не просто непрерывным движением без цели и изменения качества, а устойчивым движением к ноосфере. Причем повышение устойчивости должно идти от одной ступени ноосферы к другой: от информационного к экологическому обществу, от него к другим ступеням сферы разума. Это приведет и к изменению содержания демократии с помощью средств информатики не по форме, а по существу от мажоритарнонасильственной к информационноконсенсусной в будущем, а также иных механизмов управления.

Свой ноосферный выбор человечество может сделать, лишь отказавшись от многих приоритетов, традиций, неестественных потребностей и даже стандарта жизни, ныне характерного для высокоразвитых стран. Но самое главное заключается в изменении природы человека в ноосферном направлении, формировании "ноосферной личности", к чему, как показала конференция ООН по окружающей среде и развитию в РиодеЖанейро, мы еще не готовы. В разрешении этого противоречия между ноосферным (и управляемым) будущим цивилизации и человека и их реальными характеристиками при стихийном (естественном) развитии видится смысл "сверхнового" ноосферного мышления и всего ноосферного движения.

Информатизация общества это не только изменение качества информационных процессов в глобальном масштабе, но и становление ноосферного качества общества, в котором человек окажется в центре устойчивого социоприродного развития, будет реализована коэволюция общества и природы, обеспечено устойчивое, безопасное во всех отношениях цивилизационное развитие. Это цель развития, но ее реализация зависит от нынешнего поколения, которое оказывается тем самым в критическом положении и должно непрерывно изменять свои приоритеты и интересы, отказываясь от традиционного, стихийного, нерационального развития. Информатизация общества и становление ноосферы это путь выживания цивилизации и решения глобальных проблем. Ноосферный поворот развития чрезвычайно труден, ибо знаменует новую, не только постиндустриальную, но даже постнеолитическую эпоху человечества. Это потребует кардинальной переориентации мышления и появления сверхнового ноосферного мышления человека, с помощью которого только и возможно будет реализовать новую модель развития человечества и ноосферный выбор цивилизации и продолжить свой, российский путь в ноосферу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.

2. Социальная информатика91: Сб. науч. тр. М., 1991.

3. Социальная информатика93: Сб. науч. тр. М., 1993.

4. У р с у л А. Д. Становление ноосферы и перспективы информатики// НТИ. 1990. Сер. 2. № 10.

5. У р с у л А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993.

6. К о п т ю г В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск, 1992.

7. К опт юг В. А. На пути к устойчивому развитию цивилизации// Свободная мысль. 1992. № 14.

8. Голубев В., Шаповалова Н. Что же такое устойчивое развитие?// Свободная мысль.
1993. №5.

9. Голубев B.C. Модель эволюции геосфер. М., 1990.

10. У р с у л А. Д. Перспективы экоразвития. М., 1990.

11. Наше общее будущее: Доклад МКОСР.М.: Прогресс, 1989.

12. Г у м и л е в Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1982.

13. А й з а т у л и н Т. А. Судьба России судьба ноосферы (к естественнонаучной теории динамики России в контексте гео и этнодинамики)// Alma mater (Вестник высшей школы). 1992. N8 79.

14. У р с у л А. Д. На пути к информационноэкологическому обществу// Философские науки. 1991. №5.

15. Рубцов В. В., Урсул А. Д. Проблема внеземных цивилизаций. 2е изд. Кишинев, 1987.


Статья поступила в редакцию в мае 1993 г.

Ноосферноэкологический институт Российской академии управления


_________________________________

А. Д. Урсул - академик АН Молдовы


&copy Информационное общество, 1993, вып. 1-2, с.35-45.