О журнале
Рекомендации
Проблемы региональной информатизации
Кондратьев С.Д.
______________________________
Кондратьев С.Д.
На примере Московской обл. рассмотрены проблемы региональной информатизации и предложены методы их решения. В качестве приоритетных мер определены: создание организационно-экономических механизмов информатизации, развитие информационной инфраструктуры и реализация первоочередных социально значимых и экономически обоснованных проектов.
Современный этап развития общества, называемый информационным, характеризуется резким повышением требований к оперативности, полноте и достоверности информации для принятия решений. Это положение в равной степени справедливо для всех основных видов деятельности - управления, экономики, социальной сферы.
Информатизация большинства развитых стран носит наднациональный характер. Наиболее характерным примером является разработка Европейской стратегической программы исследований и разработок в области информационных технологий (ЕSPRIT). По этой программе совместными усилиями разрабатываются новые технологии и системы обработки информации, международные стандарты, создаются базы данных и базы знаний общего пользования, межгосударственные сети.
Любая попытка автономного решения проблемы для какой-либо отдельной страны фактически повлечет исключение ее из мировой хозяйственной системы. Уже сейчас наша страна испытывает трудности при обмене информацией, сопровождающей внешнеторговые сделки, а через некоторое время отсутствие механизмов передачи коммерческой информации практически исключит нас из системы мировой торговли. Кроме того, деятельность различных бирж, банковской системы, службы занятости и других новых экономических систем невозможна без соответствующего уровня информатизации.
Однако важнейшим принципом построения любой программы информатизации, на наш взгляд, должен быть следующий — невозможна информатизация ради информатизации или ради того, чтобы в очередной раз кого-либо "догнать и перегнать". В конечном, итоге такая программа приведет к очередному бессмысленному удару по бюджету. Информатизация необходима как средство реализации экономической и социальной политики и в этом плане является вторичной.
Проблема информатизации имеет как глобальный (международный или государственный) уровень, так и менее масштабный - региональный, отраслевой и т. д.
В последние годы все более активно развиваются процессы региональной интеграции, что связано с резким ослаблением вертикальных связей. Эти тенденции неизбежно приводят к созданию региональных информационных систем. Проблемы региональной информатизации активно исследуются и решаются в ряде республик, а также в Ленинградском, Уральском, Северокавказском, Сибирском, Дальневосточном регионах. В соглашении о сотрудничестве областей и городов Центрального района России, подписанном в декабре 1990 г., одним из важнейших направлений совместной деятельности определено создание региональной системы информационного обмена.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
При общности многих принципов управления и близости уровня социально-экономического развития с другими регионами Московская обл. представляет собой уникальный объект. Принципиальными характерными особенностями области являются:
- отсутствие собственного областного центра;
- близость к столице и связанные с этим проблемы - большая ежедневная миграция населения, обеспечение огромного города продуктами, электроэнергией и водой, колоссальные экологические проблемы (захоронение бытовых и промышленных отходов), неравномерность плотности населения, замкнутость на Москву транспортных коммуникаций и т. д.;
- наличие мощного научного и производственного потенциала (в области сосредоточено свыше 1100 промышленных предприятий, на которых занято более 1 млн. чел.; здесь находится около 300 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций; по промышленному потенциалу Московская область занимает 3-е место в стране);
- низкий уровень развития областных коммуникаций.
На территории Московской обл. расположены 72 города, 109 поселков городского типа, около 7500 сел и деревень. Как объект управления область представляет собой сверхсложную иерархическую структуру, в которую входит около 700 исполнительных комитетов (либо исполкомов) Советов народных депутатов областного, районного, сельского уровня.
Исходя из специфики региона необходимы индивидуальный подход к его развитию и управлению, ориентация на создание зон с научно-исследовательскими и производственными центрами наукоемких технологий - технополисов. Возрастает роль энерго-, ресурсе-, трудосберегающих отраслей, обеспечивающих переход к информационным технологиям.
В настоящее время в Московской обл. дислоцируется 91 вычислительный центр со средствами вычислительной техники общей стоимостью более 900 млн. руб., 781 предприятие имеет собственные вычислительные мощности, создан значительный интеллектуальный потенциал. Начиная с 1987 г. разрабатывается автоматизированная система плановых расчетов, создан банк данных градостроительной информации, в 15 районах области на базе органов статистики созданы опорные вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП), обеспечена устойчивая телетайпная связь со всеми районами.
Вместе с тем, как и по всей стране, развитие автоматизированных информационных систем происходит по ведомственному принципу, что приводит к разобщению информационных фондов, дублированию работ, неэффективному использованию вычислительной техники, неоправданно большим капитальным вложениям и нерациональному использованию квалифицированных кадров.
Сбор и обработку данных, характеризующих различные аспекты социально-экономических процессов, протекающих на территории Московской обл., проводят Управление статистики, Плановая комиссия, Финансовое управление, ГК НИиПИ градостроительства, МособлЦНТИ, другие организации и научные учреждения, обрабатывающие большое количество информации. Так, например, только органы статистики собирают и обрабатывают более 100 млн. показателей в год, в том числе 70 млн. - с применением ЭВМ.
Информационные фонды ВЦ содержат различные данные социально-экономического, научно-технического характера и зачастую дублируют друг друга. Имеющаяся материально-техническая и информационная база из-за ведомственных барьеров и отсутствия надежных каналов передачи не могла быть интегрирована в территориальную информационную систему. Учитывая вышеизложенное, Президиум Мособлсовета объявил Всесоюзный конкурс на разработку проекта Программы информатизации Московской обл., который завершился в апреле 1991 г.
Программа направлена на обеспечение основных составляющих процесса информатизации:
- организационно-экономических механизмов информатизации, которые должны быть ориентированы на создание финансово-кредитной инфраструктуры стимулирования информатизации для проведения гибкой политики управления информатизацией со стороны органов власти;
- инфраструктуры информатизации, включающей в себя коммуникационные сети информационного обмена, общедоступные информационные и вычислительные ресурсы и систему научно-организационного и технического обеспечения развития процессов информатизации области.
- В Программе, исходя из специфики области, определены также первоочередные социально значимые, экономически обоснованные проекты и механизмы их реализации.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛ.
В Программе основное внимание уделено созданию механизмов, ориентированных на заинтересованность потребителей, привлечение отечественных и иностранных инвесторов, на создание условий для самоокупаемости проектов, а также на использование ресурсного потенциала предпринимателей и государственных предприятий. Тем самым становится возможным обеспечить снижение доли прямых затрат Мособлсовета в 5 - 7 раз по сравнению с традиционным подходом к формированию целевых программ.
Законодательные и нормативные акты
Эти документы ориентируют на механизмы, предложенные в проектах Общегосударственной программы информатизации общества (ОГПИ) и Программы информатизации РСФСР. На государственном уровне должны быть приняты документы, обеспечивающие:
использование информации как объекта собственности и одного из видов государственных ресурсов (Закон об информации и информационных отношениях) ;
защиту прав на программное обеспечение (Закон об охране интеллектуальной собственности);
защиту экономических структур и привлечение к инвестиционной деятельности иностранных и отечественных предпринимателей и государственных органов;
налоговые, кредитные и таможенные льготы для юридических и физических лиц как производящих, так и приобретающих высокотехнологичные средства информатики и программное обеспечение;
применение международных стандартов в области информационных технологий;
лицензирование деятельности юридических и физических лиц и связанный с ним комплекс мероприятий по поощрению предпринимательства и деловой активности;
финансирование работ по социально значимым проектам информатизации (трудоустройство, здравоохранение, образование, экология и т. д.).
Организационные структуры
Для эффективной реализации Программы информатизации требуется концентрация научно-технического и организационного потенциала всех его участников - органов и исполнительных комитетов Советов народных депутатов, научных, проектных и промышленных организаций и предприятий области. В условиях возрастания роли горизонтальных связей, как показывает мировая практика, это достигается созданием консорциумов - добровольных объединений самостоятельных организаций и предприятий различных форм собственности. Чтобы обеспечить высокий уровень и конкурентоспособность, в таких консорциумах должны быть представлены все этапы жизненного цикла научно-технической продукции.
Функции координации всех форм деятельности, связанных с реализацией Программы, предложено возложить на Фонд информатизации Московской обл. (ФИМО), который несет ответственность за ход выполнения Программы, осуществляет контроль за применением льгот и поощрений, наблюдает за выполнением соответствующих законов и нормативных актов. ФИМО используется как инструмент проведения финансовой политики Программы, концентрирует бюджетные и привлеченные средства для финансирования работ по социально значимым проектам.
ФИМО выступает одним из учредителей Московской областной ассоциации пользователей информационными ресурсами (МОАПИР), являющейся добровольным объединением юридических и физических лиц, созданным с целью информационного обмена между организациями области, проведения единой технической политики, сокращения малоэффективных мелкооптовых закупок, организации фонда программных средств.
Финансирование проектов программы
Практика принятия долгосрочных программ со строго централизованным бюджетным финансированием показала их неэффективность. В современных условиях роль государственных и местных органов власти заключается не столько в прямом финансировании отдельных проектов или отраслей, сколько в создании условий для развития информатики за счет поощрительной политики.
Исходя из специфики нового экономического механизма необходимо, чтобы развитие информатики стало выгодным, прибыльным делом для всех сторон, принимающих в нем участие: для государства, предпринимателей и для граждан (более широко - для потребителей); поэтому для реализации Программы предлагается механизм "поощрительного" косвенного финансирования необходимых работ, не требующий большого объема прямых инвестиций.
Зарубежный опыт развития муниципальных информационных систем показывает, что местными органами управления на эти цели расходуется не менее 1—1,5 % бюджета. Кроме того, около 0,01 % бюджета расходуется на обучение (и переподготовку) управленческих кадров работе с управленческими системами.
В проектах, поступивших на Всесоюзный конкурс, указывались различные суммы необходимых затрат на реализацию Программы информатизации Московской обл. - от 30 до 970 млн. руб. в год. Вместе с тем размер средств на информатизацию с экономической и социальной точек зрения должен соответствовать имеющимся финансовым возможностям.
Источниками финансирования Программы информатизации являются:
- средства заказчиков;
- коммерческая деятельность Фонда информатизации Московской обл. и Московской областной ассоциации пользователей информационными ресурсами;
- бюджетные средства, направляемые на социально значимые проекты через Фонд информатизации;
- госбюджетные средства, выделяемые СМ РСФСР и КМ СССР на финансирование проектов, включенных в ОГПИ и Программу информатизации РСФСР;
- средства общественных или специализированных фондов и ассоциаций;
- кредиты банков.
Проекты Программы по способу финансирования условно можно разделить на три группы. Первая группа - чисто коммерческие проекты, которые финансируются полностью за счет пользователя. К этим проектам относятся информатизация бирж, кабельное телевидение, регистрация юридических лиц и т. д.
Вторая группа проектов финансируется частично из бюджета с дальнейшей компенсацией за счет прибыли (например, телефонизация) или системы штрафов (экологический мониторинг, налоговые службы).
Проекты по информатизации здравоохранения, образования, социального обеспечения, службы занятости относятся к третьей группе и финансируются в основном из бюджета.
Опыт развитых стран показывает, что эффективность от вложенных средств .будет достигнута:
- в сфере производства - за счет увеличения производительности рабочих мест, комплексного использования сырья и отходов производства;
- в сфере финансов - за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств, эффективности деятельности налоговых инспекций;
- в социальной сфере - за счет организации социальной защиты населения, сокращения потерь времени на трудоустройство, внедрения мониторинга в экологии и здравоохранении;
- в сфере управления - за счет повышения качества принимаемых решений на всех уровнях.
Таким образом, можно сформулировать следующие принципы формирования Программы:
необходимо сократить прямые крупные капиталовложения, в перспективе должен быть достигнут постоянный доход бюджета за счет коммерческой эксплуатации создаваемых информационных ресурсов и коммуникационных возможностей;
основные мероприятия должны осуществляться на уровне законодательного поощрительного воздействия государства и местных органов власти, без создания непопулярных, громоздких и дорогостоящих органов и структур;
первоначальный эффект от выполнения Программы должен быть получен в весьма сжатые сроки, с тем, чтобы она получила социальную поддержку.
Расчеты, проведенные на примере г. Калининграда, показали, что стоимость создания и эксплуатации городской интегрированной информационной системы в 1991 - 1994гг. составят 24186,5 тыс. руб., срок окупаемости системы-4 года с начала проведения работ.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Инфраструктура информатизации представляет собой совокупность системы связи и передачи информации, информационно-вычислительной среды, системы сервисного обслуживания и информационно-вычислительных услуг.
Развитие системы связи и передачи данных
Система связи области является частью Единой автоматизированной системы связи (ЕАСС) страны. Работы по построению элементов информационных сетей в области носят лишь экспериментальный и эпизодический характер. Информационные потоки между органами власти и учреждениями Московской обл., их службами и подразделениями на всех уровнях формируются из традиционных текстовых документов, запросов и сообщений, передаваемых по почтовым, телеграфным и телефонным каналам связи. При этом, к сожалению, сети связи страны - телеграфная (АТ-50, телекс), телефонная общего пользования (ТФ-ОП), выделенная телефонная ("Искра"), межведомственная с коммутацией пакетов ("Исток"), передачи данных (ПД-200), ведомственные сети (МПС, МГА и др.) - не связаны между собой.
Перспективным направлением развития ЕАСС в области является цифро-визация первичных и вторичных сетей связи, интеграция вторичных сетей. Однако следует учитывать, что создание современной телекоммуникационной инфраструктуры в настоящее время затруднено из-за отсутствия отечественных аналогов необходимой техники и, как следствие, требует значительных валютных капиталовложений. Кроме того, создание выделенной цифровой коммутируемой сети потребует также больших капитальных затрат.
Поэтому в ближайшие годы в области предусматривается развитие в основном традиционных услуг связи. Предполагается увеличить емкость городской телефонной связи примерно на 400 тыс. номеров (600 млн. руб.), что позволит повысить телефонную плотность с 35 до 56 телефонов на 100 семей.
На первом этапе развития областной сети передачи данных возможно использование коммутируемых телефонных сетей для обмена информацией между ЭВМ с применением аппаратуры сопряжения. В качестве проекта калужские разработчики предлагают использовать оконечную установку телеграфной связи (ОУТС-П), которая одновременно могла бы работать как персональная ЭВМ в вычислительной сети.
В ближайшее время предполагается задействовать сети "Искра" и "Исток", которые, несмотря на присущие им недостатки, обеспечат передачу сообщений, пакетов, факсимильную связь. Учитывая, что аппараты Телефакс не всегда доступны отдельным пользователям, планируется организовать службы коллективного пользования Бюрофакс в почтовых отделениях связи, при междугородных переговорных пунктах.
Серийно выпускаемые центры коммутации сообщений и пакетов (ЦКСП) сети передачи данных и документального обмена "Исток" позволят одновременно реализовать внутрирегиональный обмен между различными пользователями как в черте города, в котором они установлены, так и с пользователями, находящимися в других областных и краевых центрах, с помощью концентраторов низкоскоростной нагрузки и концентраторов данных. В качестве абонентских терминалов магистральной и терминальной сети могут использоваться факсимильные и телеграфные аппараты, персональные ЭВМ и т. д.
В настоящее время осваиваются в производстве цифровые системы передачи, которые обеспечат большую пропускную способность при использовании волоконно-оптических и космических технологий. Ведется разработка цифровых электронных систем коммутации. В рамках Программы информатизации должны получить развитие новые направления в системе связи: подвижная радиотелефонная связь, кабельное телевидение, тропосферная, ионосферная, спутниковая связь на базе систем малых наземных станций, устанавливаемых Непосредственно у пользователя. В этом плане предметом особого рассмотрения на страницах "Вестника ВОИВТ" может быть проект интегрированной спутниковой информационной системы (ИСИС) на базе тяжелых унифицированных космических платформ, выводимых в космос ракетой "Энергия". По подсчетам авторов проекта, общая сумма затрат на телефонизацию страны с использованием ИСИС составит 10 млрд. руб. по сравнению с 70 млрд., необходимыми для телефонизации традиционными способами.
Наиболее быструю отдачу средств, вложенных в коммуникации, может дать кабельное телевидение. Обеспечение абонентов дополнительными ТВ-программами сопряжено с необходимостью создания многоканальной сети подачи программ от телецентров на головные станции систем кабельного телевидения. Сеть передачи ТВ-программ будет реализовываться на базе коаксиальных или волоконно-оптических линий связи. Данные сети предполагается строить на коммерческой основе, как правило, государственными предприятиями.
Система сервисного обслуживания и информационно-вычислительных услуг
В настоящее время основой парка вычислительной техники в области являются:
- серия больших машин ЕС ЭВМ (ориентировочно 450 шт.);
- серия машин СМ ЭВМ (около 1,5 тыс. шт.);
- серия персональных ЭВМ, парк которых (профессиональных, школьных, бытовых) в области близок к 30 тыс. шт.
В настоящее время предпринимаются попытки по развитию современного производства устройств памяти, печатающих устройств, дисплеев, графопостроителей, что требует определенных капиталовложений для переоснащения действующих заводов и привлечения областных предприятий, подлежащих конверсии.
Учитывая эти мощности, необходимые для осуществления информатизации, целесообразно ориентировать их на производство оборудования, наиболее остродефицитного на отечественном рынке: локальных сетей; устройств сопряжения ПЭВМ с локальными сетями, с большими ЭВМ; периферийных устройств, устройств оргтехники, а также проблемно-ориентированных комплексов на базе ПЭВМ.
ГКВТИ СССР создана система сервисных предприятий, которые оказывают пользователям средств ВТ услуги в виде ввода, технического обслуживания и ремонта ЭВМ. Однако эти предприятия охватывают централизованным техническим обслуживанием всего около 30 % техники, остальная часть обслуживается пользователями автономно, что приводит к большому перерасходу людских и материальных ресурсов. В значительно меньшей степени оказываются услуги в области программных средств, практически не начаты работы в секторе интеллектуальных услуг. Кроме того, одной из услуг должна стать широкая сеть подготовки и обучения пользователя для работы с ВТ и сетевыми средствами.
Создание информационно-вычислительной среды
Информационно-вычислительная среда включает в себя:
- систему баз данных (СБД), доступ к которым пользователю обеспечивается передающей средой;
- отраслевые, ведомственные, региональные информационные системы;
- средства вычислительной техники и информатики отдельных пользователей.
Создание системы баз данных
Процесс создания баз данных является долговременным и дорогостоящим, поэтому проекты баз данных необходимо основывать на принципе относительной независимости базы от структуры органов управления и их функций.
Этому принципу отвечает построение баз данных на основе четырех первичных регистрации:
- "субъекты" - граждане, проживающие на территории;
- "объекты" - здания, сооружения, коммуникации, земельные угодья и природные объекты;
- "клиенты" - юридические лица, зарегистрированные местной властью и являющиеся плательщиками налогов;
- "ресурсы" - бюджет, собственность, кадры и т. п.
Из перечисленных выше четырех базисных регистрации наибольшую трудность представляет организация первой БД - "субъекты", как наибольшей по объему и рассредоточенной во многих функциональных подразделениях: ЗАГС, паспортный стол, ЖЭУ, отдел учета и распределения жилой площади, избирательная комиссия, отдел социального обеспечения, бюро по трудоустройству и др. Поэтому в соответствии с приоритетами социально-экономической политики в Программе предусмотрена первоочередная организация сегментов этой базисной регистрации, определяющих социальную защищенность граждан.
Базы данных по продукции предприятий области целесообразно создавать в виде сети баз данных Государственной системы каталогизации, используя существующие базы данных отраслей, регионов и предприятий, а также в виде коммерческих баз данных о продукции при отдельных организациях и информационных центрах.
Одновременно с построением отраслевых баз данных необходимо координировать их функционирование на территориальном уровне, вырабатывая фактические стандарты на структуру баз, содержание записей, процедуры доступа, обновление и передачу данных между функциональными подразделениями.
Развитие информационно-вычислительных систем
Информационно-вычислительное оснащение индустрии информатики является сложнейшей организационно-технической проблемой. На практике реализуется лишь незначительный потенциал средств информатизации. Для Московской обл. данный фактор усугубляется тем, что непосредственно на проблемы области работает только 1 % автоматизированных систем управления, расположенных на ее территории.
Архитектура современных информационно-вычислительных сетей базируется на базовой эталонной модели взаимосвязи открытых систем (БЭМ ВОС), принятой Международной организацией по стандартизации (МОС), Международным консультативным комитетом по телефонии и телеграфии (МККТТ) и рядом других международных и национальных организаций по стандартизации. К 1993 г. практически все стандарты МОС и МККТТ по всем уровням БЭМ ВОС должны внедряться в качестве государственного стандарта.
Решение проблемы информатизации Московской обл. может быть осуществлено в перспективе на базе создания региональной сети передачи данных (СПД) с пакетной коммутацией, поддерживающей протокол Х.25 при взаимодействии с абонентскими системами (терминальные системы пользователей, ресурсные рабочие системы) и протокол Х.75 - при межсетевом взаимодействии. Строиться СПД будет на базе первичной сети связи, образуемой выделенными телефонными каналами связи тональной частоты, с использованием центров коммутации пакетов.
Подключение абонентских систем предполагается на начальном этапе осуществить через пакетные адаптеры данных, поддерживающие протоколы Х.З; Х.28;
Х.29. В дальнейшем, по мере готовности соответствующего программно-технического обеспечения, предполагается перейти к использованию транспортных и сеансовых станций, поддерживающих протоколы Х.224 и Х.225, и стандартизированного прикладного обеспечения в абонентских системах.
Предварительные расчеты показывают, что минимальная стоимость подключения к сети одного пользователя составит примерно 5 тыс. руб. Тарифы на коммуникационные услуги предположительно будут составлять:
- плата за доступ к коммутационному узлу - 200 руб. в год;
- арендная плата при подключении по выделенной линии - 2000 - 4000 руб. в год, в зависимости от скорости передачи данных;
- оплата графика - 6 руб. в час.
Доход от эксплуатации сети будет зависеть от графика, т. е. будет определяться информационными потоками, спрогнозировать которые без тщательного изучения предполагаемых информационных и коммуникационных ресурсов и потребности в них не предполагается возможным. По предварительной оценке, проведенной ВНИИПАС, при 2%-ной загрузке поступления от пользователей сети составят около 1 млн. 400 тыс. руб., при 5%-ной загрузке - соответственно 3 млн. 500 тыс. руб., при 15%-ной загрузке - 10 млн. 500 тыс. руб.
Объем статьи не позволяет провести подробный анализ Концепции и Программы информатизации Московской обл., проектов, поступивших на Всесоюзный конкурс. Вместе с тем, по нашему убеждению, целый ряд проектов (как концептуальных, так и отраслевых, территориальных) заслуживает подробного анализа на страницах "Вестника ВОИВТ".
В заключение необходимо отметить, что участники "круглого стола" по проблемам информатизации Московской обл., учитывая накопленный в области потенциал, а также то обстоятельство, что Подмосковье по своему административно-территориальному устройству и экономической географии наиболее полно представляет срез республики, предложили определить Московскую обл. в качестве опорной зоны для реализации основных проектов Общегосударственной программы информатизации общества и Программы информатизации РСФСР.
Статья поступила в редакцию 18 марта 1991 г. Институт информационных и социально-экономических исследований
_______________________________________
С. В. Кондратьев - канд. техн. наук
© Информационное общество, 1991, вып. 2, с. 3-11.