О противоречиях перехода к информационному обществу
Артамонов Г.Т.

О противоречиях перехода к информационному обществу

_____________________

Артамонов Г.Т.



Изучение противоречий переходного периода необходимо для выявления основных трудностей, с которыми столкнется общество на информационном этапе своего развития. Названы основные противоречия, с которыми столкнется общество на новом этапе.

Как известно, наименее надежны среднесрочные прогнозы. Переход к информационному обществу в нашей стране начинается с 15-20-летним опозданием по сравнению с развитыми капиталистическими странами, вступившими в активную фазу перехода от индустриального к информационному обществу 15-20 лет назад. Пока эйфория стремительного роста благосостояния людей скрывает новые противоречия, вызванные переходом к информационному обществу. Однако они есть и мы с ними столкнемся на рубеже тысячелетий. Наблюдаемые за рубежом и в нашей стране следствия этих противоречий - наркомания, рост преступности, падение политической активности, падение нравов, усиление разобщенности людей являются индикаторами наличия и углубления противоречий. Поэтому представляет интерес изучение трансформации классических противоречий в обществе на информационном этапе его развития и появления новых противоречий. Небольшая точность в прогнозе этих аспектов развития общества может быть допустима в настоящий момент, так как нам важно предугадать основные трудности, с которыми столкнется общество при переходе к информационному этапу его развития. Ибо начало этого периода в нашей стране связано с перестройкой производственных отношений.

Основным признаком перехода общества на информационный этап его развития являются структурные сдвиги занятости людских ресурсов в расширенном воспроизводстве. Началом информационного этапа развития общества можно считать момент превышения числа занятых в информационном производстве над числом занятых в материальном производстве. Под информационным производством мы понимаем деятельность людей, непосредственно не связанную с производством материальных продуктов. К информационному производству следует отнести образование, здравоохранение, научные исследования и технические разработки, искусство, управление и большую часть сферы услуг.

Наблюдаемое в XX в. развитие производительных сил позволяет постулировать неограниченный рост отношения количества общественно полезного труда в информационном производстве к количеству общественно полезного труда в материальном производстве. Из этого постулата следует новая формула развития общества, действующая с наступлением информационного общества, - минимальное развитие материального производства в обеспечение беспредельного развития информационного производства.

Действующую до информационного этапа формулу развития общества можно выразить так: минимальное развитие информационного производства в обеспечение максимального развития материального производства.

На ранних этапах развития общества, включая индустриальное общество, продукция информационного производства оценивалась по ее влиянию на материальное производство. Но уже в рамках индустриального общества начало развиваться одно из основных противоречий информационного общества - информационный продукт, рассчитанный на использование в материальном производстве, оказывается невостребованным этим производством. Изобретения не внедряются, разработки пылятся на полках и т.д. По мере развития информационного общества это противоречие будет все более углубляться - все меньше и меньше продуктов исследований и разработок будет заканчиваться внедрением в материальное производство.

С позиций современного руководителя в развитом информационном обществе сфера исследований и разработок будет работать сама на себя. Спрашивается, зачем и кому это нужно? Как оценить общественную значимость не используемых в материальном производстве информационных продуктов?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обсудить основополагающую категорию смысла человеческой жизни. Если оставаться на позициях приоритета материальных потребностей человека, указанное противоречие не разрешить. Не разрешить его и путем расширения человеческих потребностей на продукты информационного производства. Классические требования римского плебса "хлеба и зрелищ" не касаются потребления обществом результатов исследований и разработок. В этих требованиях человек остается пассивным потребителем продуктов материального (хлеб) и информационного (зрелища) производств. В то же время еще философы древности отмечали, что основное назначение человека творить благо. На том же настаивают все религии мира. Современные представления об онтогенезе человека говорят о том, что человеческий детеныш становится человеком в процессе активного общения с людьми. Основным актом в этом процессе является оценка действий ребенка окружающими людьми. Оценки бывают и положительными (поощрение), и отрицательными (наказание). Какие из них и в каких ситуациях больше воздействуют на формирование человека» предмет особых исследований. Для нас важно то обстоятельство, что безразличное отношение окружающих к поведению (деятельности) ребенка не сделает из него человека. Очевидно, что и в зрелом возрасте человек постоянно нуждается в оценке его действий другими людьми, иначе происходит деградация личности. Отсюда следует, что основной потребностью человека является потребность в постоянной оценке его деятельности другими людьми или обществом. Значит, основной задачей общества является решение проблем занятости его членов общественно полезным трудом. Если это принять за постулат, то можно объяснить многие кризисные явления, возникающие в обществе по мере развития производительных сил. Принципиально в информационном обществе проблема занятости может быть решена, так как в нем занятость обеспечивается минимальными материальными затратами и рост произведенного продукта существенно опережает рост потребления материальных ресурсов за счет того, что основной объем производимого обществом продукта падает на информационное производство. Однако практическое решение проблемы занятости при переходе общества на информационную стадию развития столкнется с существенными трудностями при преодолении другой социально-биологической особенности человека. Эта давно подмеченная особенность заключается в том, что большинство людей, а может быть, все люди, стремятся получить результаты своей деятельности, одобряемые обществом, путем минимального усилия. Кроме того, замечено, что для многих людей гораздо труднее заставить себя выполнить умственную работу, чем физическую.

В то же время физиологические потребности человека проявляются гораздо резче, чем социальные. Чувство голода ощущается гораздо резче и чаще, чем ощущение потребности в общении. Первое чувство возникает в вегетативной системе и бессознательно толкает человека на выполнение действий для его устранения. Второе чувство является продуктом деятельности мозга при выполнении человеком социальных действий. Человеку не дано физиологией автоматической реакции на это некое томление, а не чувство.

Таким образом, если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к материальному комфорту, учитывающему прежде всего физиологические потребности человека, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает за счет того, что сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

Следует заметить, что отклонение социальных действий человека от нормы наказывается обществом отлучением от материальных благ в первую очередь. Формула "бытие определяет сознание" в своем утилитарном исполнении "стимулирование через желудок" перестает работать в информационном обществе, ибо "желудок" всех людей удовлетворяет свои потребности одинаково.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека. Отсюда резкое возрастание идеологических, психологических и педагогических усилий общества в его воспроизводстве на информационном этапе развития ив период перехода к этому этапу.

Переход к информационному обществу связан с резким повышением производительности труда в информационном производстве за счет широкого использования вычислительной техники. Электронные вычислительные машины являются колоссальным усилителем умственного труда. Но, как и всякий усилитель, они нейтральны в своем воздействии на человека. Человек, нацеленный на сложный умственный труд, получает в виде ЭВМ помощника, освобождающего его от многих рутинных операций для выполнения более производительных умственных усилий.

Человек, нацеленный на получение одобрения своей деятельности путем минимальных затрат со своей стороны, получает в ЭВМ средство реализации этих стремлений.

В первом случае ЭВМ ускоряет развитие человека, а во втором - его деградацию, ибо умственное развитие человека прямо связано с количеством затрачиваемых им умственных усилий.

В результате при переходе к информационному обществу новые высокопроизводительные технологии информационного производства вызывают процесс расслоения общества на две составляющие. Одна включает в себя относительно небольшое число "интеллектуалов", обеспечивающих прогресс общества, а другая составляет большую часть людей, довольствующихся пассивной ролью потребителей.

Обращает на себя внимание еще одна тенденция, наблюдаемая при переходе к информационному обществу. Она связана с широкими возможностями информационной и физической коммуникации между людьми. Эта возможность позволяет людям удовлетворять свою потребность общения с единомышленниками, т.е. наиболее вероятными ценителями деятельности людей, проживающими в разных странах и регионах. Это, в свою очередь, усиливает подмеченную выше тенденцию развития профессиональных кастовых групп, интересы которых почти полностью замыкаются внутри этих групп и мало пересекаются с интересами других групп. С одной стороны, этот процесс способствует интернационализации общества, а с другой, - он приводит к расслоению общества на слабо связанные слои.

Внедрение новых информационных технологий в процессы обучения и воспитания таит в себе еще одно противоречие. Общение между людьми все больше опосредствуется и возникает опасность того, что в информационном обществе человек будет в основном общаться не с людьми, а с ЭВМ. Это также способствует деградации человека.

До последнего времени большинство людей всю свою сознательную жизнь были связаны с одним делом. То производство, в которое вовлекался человек, в течение его активной жизни менялось не очень существенно. Темпы изменений условий труда были несоизмеримы с темпами болезненной адаптации человека к новым условиям.

В информационном производстве динамика изменений условий труда значительно выше за счет увеличения динамики прогресса в целом и меньшей инерционности информационного производства по сравнению с материальным. Уже на этом переходе к информационному обществу наблюдается существенное ускорение структурных изменений в производстве, затрагивающее большое число людей. Это приводит к тому, что в течение активной ЖИЗНИ человек вынужден несколько раз менять свою профессию. Это изменение весьма болезненно как для человека (необходимо менять биологию стереотипа), так и для общества (увеличивается число незанятых людей). Возможно, указанное обстоятельство будет менее остро проявляться по мере развития информационного общества, т.е. по мере увеличения числа людей, вовлекаемых в информационное производство.


Статья поступила в редакцию 25 июня 1990 г.

(Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе)




&copy Информационное общество, 1990, вып. 3, с. 42-44.