О журнале
Рекомендации
Состояние информатизации Украинской ССР и предложения к Концепции её развития
Матвеев М.Т.
______________________________
Матвеев М.Т.
Рассмотрены концептуальные положения информатизации Украинской ССР, которая представляется как процесс создания и широкого использования информационного ресурса на совершенных компьютерных технологиях и коммуникационных системах. Раскрыты цель и суть национальной политики страны и республики в области информатизации, определены сферы, направления, акценты и приоритеты информатизации.
Под информатизацией понимается процесс создания и широкого использования на принципах хозрасчета в производственной и социальной сферах советского общества информационного ресурса на современных компьютерных информационных преимущественно безбумажных технологиях и коммуникационных системах.
Информационный ресурс - результат объективного, целенаправленного отображения и постоянной актуализации в памяти компьютеров закономерностей и фактов реализации всех процессов, происходящих в обществе и в окружающей среде (природе).
Информационный ресурс, являясь достоянием конкретного звена народного хозяйства, является одновременно и общенациональным достоянием. А это значит, что он не может быть произвольно изменен, искажен или уничтожен кем бы то ни было, не неся за это ответственности по закону.
По общему признанию в мире и в нашей стране, в частности, информационный ресурс является наряду с трудовым, энергетическим и материальным ресурсом неотъемлемым органическим элементом любого производственного, социального, коллективного и индивидуального процесса в обществе. Но в отличие от других он единственный обладает системообразующим (организующим) свойством, т. е. без него не может быть создана ни одна целенаправленная система вообще, а высокоэффективная система в особенности.
Кроме того, он является носителем накапливаемых человечеством знаний, уровень которых и определяет научно-технический прогресс общества. В динамично развивающемся обществе информационный ресурс может быть достаточно активным элементом лишь в случае, если он свободно и легко доступен, а это возможно только на базе реализации идей безбумажной информатики.
Очевидной целью информатизации общества является создание объективно необходимого для его рационального функционирования на каждом этапе развитие информационного ресурса и широкодоступное его использование с максимальной пользой как для общества в целом, так и для каждого звена и индивидуума в отдельности.
Количественно эта цель может определяться уровнем информатизации по аналогии с уровнем механизации, автоматизации, электрификации соответствующих работ и процессов. Однако методические трудности в расчете такого показателя очевидны. Выход из положения, видимо, на пути приближенной его оценки доступными способами.
Информатизация не является самоцелью, а направлена на обеспечение рационального функционирования общества на определенном этапе. В связи с этим количественные оценки цели информатизации должны быть увязаны с желаемыми показателями развития общества в целом, его территориальных (республиканских, областных, городских, районных) составляющих (валовый общественный продукт, национальный доход, производительность общественного труда, уровень жизни и др.).
Опубликовано много материалов, содержащих оценки отставания СССР от передовых капиталистических стран в области компьютеризации, в том числе по объемам капиталовложений, количеству и качеству выпускаемой техники, по уровню и многообразию программного обеспечения, по научно-техническим заделам, по сферам приложения и т. д. Это отставание определяется более чем десятью годами по времени, "разами" по объемным показателям, надежности техники.
Например, количество функционирующих супер-, универсальных и мини-ЭВМ в США превышает 1 млн. 300 тыс. штук, в СССР - 72 тыс. шт., в УССР - 9 тыс. шт. Нескольким десяткам тысяч персональных компьютеров в СССР противостоят 50 млн. шт. в США. Десяткам миллиардов долларов годовых затрат на компьютеризацию в США соответствуют только несколько миллиардов рублей в СССР, в том числе в Украинской ССР - значительно меньше миллиарда рублей.
Использование компьютеров в различных сферах человеческой деятельности дает наибольший практический результат в случае их объединения в сети с помощью различных быстродействующих систем и средств связи. В США и других странах работает множество общих и специализированных национальных, а также локальных сетей ЭВМ. Некоторые из них имеют межгосударственный статус. Многолетние попытки так и не привели пока еще к созданию общегосударственной сети ЭВМ в СССР,а имеющиеся (незначительное количество) локальные сети являются по сути экспериментальными. В Украинской ССР уже создается на промышленном уровне республиканская сеть ЭВМ (РИВС), а также функционируют несколько ведомственных сетей.
До конца текущей пятилетки в режиме межмашинного обмена данными смогут работать практически все ГВЦ министерств и ведомств республики. При этом в сеть могут быть подключены ЭВМ любого вычислительного центра, расположенного на территории республики и вне ее пределов, с использованием любых действующих телекоммуникационных каналов в системе Минсвязи СССР.
В настоящее время работы по компьютеризации проводятся с различной интенсивностью во всех отраслях народного хозяйства, во всех регионах. Создана определенная инфраструктура. В ее составе около 1300 информационно-вычислительных подразделений, свыше 1300 АСОИ и АСУ различного уровня и назначения, интеграция которых осуществляется в рамках проекта Республиканской автоматизированной системы управления (РАСУ УССР). Функционально эти системы обеспечивают информационно-вычислительные работы по планированию, управлению научно-техническим прогрессом, статистическому и другим видам учета, ценообразованию, оперативному и технологическому управлению и другим сферам деятельности.
В памяти ЭВМ АСУ и АСОИ накоплен определенный информационный ресурс в виде баз и массивов данных, классификаторов и словарей и соответствующего программного обеспечения. Однако ни объем, ни качество, ни возможности для доступного и широкого использования этого ресурса не дают основания утверждать, что он обеспечивает рациональное функционирование общества в условиях модернизации и перестройки всех сторон жизни общества. Практически везде еще господствует бумажная ручная информационная технология. В памяти ЭВМ накоплено не более доли процента объективно необходимого ресурса.
Приведенные данные дают только приближенную оценку состояния информатизации республики. Точных определений пока нет ни в мире, ни в СССР. Несомненно, однако,то, что в этой области наша страна и республика в том числе находятся только на самом начальном участке длительного пути.
Несмотря на такое "стратегически опасное" (по мнению многих специалистов) положение процесс информатизации сдерживается многими объективными, а чаще всего и необъективными факторами.
Несмотря на многие директивы и постановления самого высокого ранга сфера информатизации не получила должного приоритета и государственной протекции. Подтверждением этому является существенное (до 50 %) сокращение численности работников вычислительных центров и подразделений при сокращении аппарата управления министерств и ведомств.
За весь период осуществления компьютеризации не была определена и реализована единая научно-техническая политика как в области производства необходимых технических средств, так и в создании и интеграции автоматизированных систем сбора и обработки информации.
Финансирование затрат на компьютеризацию осуществлялось многие годы не в приоритетном и даже не по "остаточному", а по "сверхостаточному" принципу.
Острый дефицит средств вычислительной техники всех видов и коммуникационного оборудования, низкое качество и надежность ЭВМ и периферийного оснащения, крайне ограниченные финансовые возможности по приобретению импортной техники буквально подавляют развитие процесса информатизации и повышение его эффективности практически во всех сферах деятельности.
Объективные потребности народного хозяйства республики в технических средствах и эксплуатационных материалах удовлетворяются всего лишь на 20-25 %.
По оплате труда специалисты в области информатизации не имеют никаких преимуществ и их среднемесячная зарплата зачастую существенно ниже среднемесячной зарплаты работников по стране и республике.
Созданием различных союзных органов управления (комитеты, управления и др.) не улучшены координация, организация процесса информатизации в стране. В республике наблюдается стабильное ухудшение в этой области, поскольку практически все вопросы производства, материально-технического обеспечения, технического обслуживания отнесены к компетенции союзных органов.
Процесс информатизации в конечном счете должен охватить все сферы советского общества. Этот процесс требует больших финансовых, материальных, трудовых и временных затрат. Естественно, что в рамках ограниченных ресурсов продвинуть весь процесс информатизации страны (и республики в том числе) достаточно быстро, согласованно и полезно без государственной протекции, выделения приоритетных сфер, базовой интегрирующей компьютерной системы и поэтапным осуществлением соответствующих работ ни теоретически, ни практически невозможно.
В связи с этим прежде всего должна быть определена и принята национальная (государственная) политика (идеология) в области информатизации, обеспечивающая наиболее благоприятные политические, правовые, финансово-экономические, социальные и организационные условия - режим наибольшего благоприятствования процессу информатизации.
Ключевыми принципиальными составляющими такой политики должны быть:
- официальное правовое признание (в форме законов СССР и союзных республик) информационного ресурса общенациональным достоянием;
- активная всесторонняя государственная (прежде всего финансовая и материально-техническая) протекция и строгий контроль при создании информационного ресурса;
- придание высшего по народнохозяйственной важности приоритета в стране работам по информатизации;
- обеспечение соответствия высшему приоритету оплаты труда и социального обеспечения специалистов в области информатизации;
- установление приоритетного порядка отечественного производства и закупки по импорту новейших вычислительных средств и коммуникационного оборудования, информационных технологий, необходимых для информатизации страны;
- распространение хозрасчетных товарно-денежных отношений на процессы купли-продажи информационного ресурса во всех сферах советского общества.
Процесс информатизациив конечном счете должен охватить все сферы советского общества. Это процесс, требующий больших финансовых, материальных, трудовых и временных затрат. Естественно, что в рамках ограниченных ресурсов продвинуть весь процесс информатизации страны, в том числе УССР, достаточно быстро, согласованно и полезно без выделения приоритетных сфер и направлений с поэтапным осуществлением соответствующих работ ни теоретически, ни практически невозможно.
Уровень целевых приоритетов в области информатизации определяется, очевидно, степенью критичности состояния тех или иных сфер человеческой деятельности в обществе.
В период перехода от централизованной командно-административной системы в управлении обществом к экономическим методам и самоуправлению энтропия процесса управления на всех уровнях существенно возросла. Отсюда - снижение полезной отдачи во всех отраслях общественного производства. Особенно высока цена потерь от "распада" на государственном (республиканском) уровне.
Поэтому назначение высшего (абсолютного) приоритета информатизации этому уровню процесса управления вполне закономерно.
Здесь имеется в виду прежде всего информатизация законотворчества Верховного Совета и распорядительной деятельности Совета Министров УССР, а также обеспечивающая их аналитическая и нормативно-методическая работа республиканских экономических органов управления (Госплан УССР, Минфин УССР, Госкомтруд УССР, Госкомцен УССР, Госкомстат УССР).
Принципиально важным является создание для широкого и доступного использования народными депутатами УССР, работниками исполнительных и других республиканских органов управления компьютерных баз данных и баз знаний, отражающих:
- сведения о совокупности и содержании действующих на территории республики законов СССР и УССР, условий и опыта их применения;
- сведения о совокупности и содержании распорядительных правительственных актов и результатов их реализации;
- сведения о состоянии разработки в Верховном Совете УССР новых законов;
- агрегированные сведения о населении, природных и трудовых ресурсах, национальном богатстве, научно-техническом и производственном потенциале республики;
- экологическую ситуацию в регионах республики, находящихся в критическом состоянии;
- данные (в динамике) о состоянии развития и функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей и территориальных составляющих;
- сведения, характеризующие состояние социальной сферы республиканского общества (уровень жизни и быт населения, обеспеченность жильем, продуктами питания, медицинскими услугами, работой, народное образование, заработная плата, индекс цен, уровень инфляции и др.);
- основные сведения о действующих в рамках ООН соглашениях, декларациях и других общечеловеческих документах;
- агрегированные данные о действующих законах стран мира и т. д. Очевидно, при этом должны быть созданы технические возможности для обмена данными с любыми аналогичными системами СССР и зарубежных стран.
Меньшая масштабность регионального уровня управления (область, город, район) не снижает приоритетности работ по его информатизации.
Содержание создаваемого накапливаемого информационного ресурса в различных регионах должно полностью отражать их актуальные проблемы функционирования и развития, потребности республики и страны в целом.
Бюджеты соответствующих советов должны содержать необходимые статьи расходов на информатизацию, а также опираться на конструктивное содействие в этом отношении республиканского и союзного центров. Чтобы те, кто управляют республикой и регионами (законодатели и исполнители), принимали решения в условиях максимально возможной определенности (минимально возможной энтропии), чтобы их решения были полезными (в худшем случае не вредили) обществу, и должна быть осуществлена глубокая информатизация государственного и регионального управления.
В промышленности, агропромышленном комплексе, на транспорте, в науке и в других отраслях народного хозяйства процесс информатизации должен стать обязательной неотъемлемой частью работ по капитальному и текущему развитию, модернизации и перевооружению производства. Затраты на эти цели должны составлять удельно до 10-15 %, а в научно-исследовательских и проектных организациях, где с помощью компьютеров не только осуществляется управление, но и реализуются творческие процессы, эта доля еще выше (~ 25-30 %). Она, видимо, будет характерна и для роботизированных гибких производств.
Создание информационного ресурса, накапливаемого в компьютерных базах данных и базах знаний в низовых первичных звеньях народного хозяйства (предприятия, объединения, концерны, проектные и научно-исследовательские организации, кооперативы и др.), имеет фундаментальное значение для всего процесса информатизации республики. Высокий приоритет этому направлению - бесспорная объективная необходимость.
Отражая в этих базах состояние объекта (основные и оборотные фонды, производственные мощности, объемные качественные и функциональные характеристики выпускаемой продукции, трудовые ресурсы, уровень техники, технологии и организации производства и т. д.), необходимо акцент сделать на тех базах данных и знаний, которые связаны с решением первоочередных критических экологических, социальных, производственных проблем данного объекта, региона, республики, а также приносящие высокий хозрасчетный доход.
При создании этих информационных объектов необходимо предусмотреть и реализовать возможность не только взаимного доступа, но и доступа к ним внешних потребителей.
Информатизация процесса отраслевого объектового управления должна производиться с учетом и в рамках новых структурных форм, образований (концерны, ассоциации, акционерные общества, совместные предприятия) и содержания их деятельности. Создаваемый при этом информационный ресурс должен обеспечить их нормальное функционирование.
Остаточный принцип финансирования развития и функционирования социальной сферы в прошлом обусловил и сверхостаточный подход к обеспечению процесса компьютеризации здравоохранения, народного образования, охраны окружающей среды, быта и других составляющих этой жизненно важной части общества.
Провозглашенные при перестройке социальная ориентировка планов развития общества, подкрепленная соответствующим ресурсным обеспечением, переход на рыночные взаимоотношения объективно должны создать благоприятные условия для радикального прогресса в социальной сфере, включая ее широкую информатизацию.
Поддержка государством высокого приоритета этим работам должна состоять прежде всего в льготном налогообложении доходов, получаемых за счет информатизации, безвозмездной передаче социальным объектам новейшего оборудования, техники, устройств, в установлении преимущественных систем оплаты специалистам и т.п.
В здравоохранении актуальным является создание компьютерного информационного ресурса, отражающего в базах данных прежде всего состояние в динамике здоровья людей с высоким уровнем риска профессиональных заболеваний и заболеваний от чрезвычайных обстоятельств, в базах знаний - наиболее эффективные методы диагностики заболеваний, а также их лечения. Очевидно, не менее важным является создание возможностей для продуктивного и широкодоступного использования этого ресурса.
Информатизация народного образования (начальное, среднее и высшее) - это не только создание информационного ресурса, необходимого для обучения, но по сути создание новой значительно более плодотворной методики и системы приобретения знаний учащимися. Открывается впервые реальная возможность овладевать самыми современными знаниями об окружающем мире, обществе в ходе учебного процесса.
Обмен знаниями, методиками и программами обучения в режиме реального времени между любыми учебными заведениями республики, страны и мира не представляется в обозримом будущем фантастическим вымыслом.
Степень подготовленности, вооруженности знаниями специалистов в результате информатизации народного образования может быть поднята минимум на порядок. А самое главное то, что основная масса выпускников по уровню знаний окажется адекватной темпам и содержанию научно-технического прогресса. Практически это значит, что молодые специалисты после окончания учебных заведений могут сразу включаться в творческий процесс, а не расходовать наиболее плодотворные годы на освоение азов и новых направлений.
Темпы и объемы развития информатизации быта в значительной степени будут зависеть от состояния рынка компьютерной техники, поскольку потребности на рынке бытовых услуг в настоящее время и в перспективе практически неограничены.
Государственные финансовые субсидии и налоговая протекция потребуются при создании информационно-справочной службы по различным видам купли-продажи, организации зрелищ и культурных мероприятий, в библиотечном деле, проведении денежных операций и др.
Информатизация собственно предприятий и организаций бытового обслуживания в меньшей степени будет нуждаться в державной "опеке". В любом случае требуется насыщение этой сферы персональными компьютерами, соединяемыми в локальные сети с возможностью выхода на крупные региональные сети, содержащие в базах данных и знаний (в памяти с прямым доступом) необходимый информационный ресурс и программный инструментарий для его использования собственными и сторонними пользователями.
Процесс дальнейшей информатизации республики потребует соответствующего совершенствования действующей инфраструктуры.
Очевидными и необходимыми действиями здесь, в частности, являются:
- приведение состава звеньев инфраструктуры и содержания их функций в полное соответствие новым схемам управления республикой с учетом основных принципов и положений ее экономической самостоятельности;
- существенное развитие компьютерного горизонтального взаимодействия по каналам связи между предприятиями, объединениями и другими организациями;
- более полная реализация компьютерного взаимодействия по каналам связи:
- горизонтального - на межотраслевом союзном и республиканском уровнях; вертикального - на директивном, отраслевом, территориальном уровнях;
- более интенсивное создание и развитие распределенной республиканской информационно-вычислительной сети (РИВС) как технико-технологической базы всех АСУ и АСОИ и на ее основе распределенной системы баз данных и баз знаний коллективного и индивидуального пользования; необходимо подчеркнуть, что высокие эксплуатационные качества инфраструктуры (гибкость, оперативность, "безбу-мажность", надежность и другие) возможны только при условии успешного создания РИВС республики, в которой объединяются "быстрыми" каналами ОГСПД ЭВМ практически всех вычислительных центров и подразделений;
- приведение в соответствие объемов, темпов и уровня развития ОГСПД и ее республиканского звена потребностям РИВС;
- опережающее развитие компьютерных систем с высшим приоритетом.
Для достижения максимального результата эти системы должны развиваться на принципах безбумажной информатики с использованием новейших научно-технических достижений на базе современной информационной технологии с учетом происходящих изменений содержания их функций.
В соответствии с этим, например, в развитии АСПР должно быть акцентировано внимание на обеспечении экономического анализа и прогноза развития народного хозяйства страны и республики, разработке сбалансированных и эффективных перспективных планов.
Информационно-вычислительная система Госснаба СССР и Госснаба УССР в связи с переходом системы МТС на оптовую торговлю должна в своем развитии полностью обеспечить этот процесс. Соответственно должны быть осуществлены структурные и содержательные функциональные изменения на действующих объектах.
Важнейшей задачей всех систем министерств и ведомств союзного и республиканского уровней, систем более низкого ранга должно быть создание в интересах "Продовольственной программы" страны необходимого информационного ресурса, широкое и доступное его использование всеми организациями - исполнителями этой программы.
В целях максимально возможного ускорения научно-технического прогресса в условиях перестройки существенное развитие на основе сетевой и банковской информационной технологии должно получить РАСУНТ УССР в увязке с более интенсивным развитием АСНТИ республиканского уровня. Здесь необходимо создание в достаточно краткие сроки баз данных на сетях ЭВМ, содержащих сведения о новейших достижениях науки и техники, передовом опыте, изобретениях и патентах и др., а также экспертных систем, необходимых для научно обоснованного формирования научно-технических программ и оценки возможных результатов их реализации.
Для возможности должного развития систем республиканского уровня, а также других систем в ближайшие годы необходима полная переориентировка Автоматизированной системы государственной статистики Госкомстата УССР на "банковскую" технологию и сетевые режимы работы. Необходимая основа для этого уже имеется.
В связи с существенным изменением функций и содержания работ министерств и ведомств республики должны быть модернизированы соответствующим образом ОАСУ с учетом необходимости работы в сетях ЭВМ в режиме безбумажной информатики, поддержание функционирования систем телеобработки и локальных сетей персональных ЭВМ.
В новых условиях принципиально важным представляется развитие процесса информатизации на региональном уровне (области, города, районы). Особое внимание здесь должно быть уделено созданию электронных систем сбора, накопления и обработки информации для Главных производственно-экономических управлений на новых сетевых и банковских информационных технологиях.
Успех информатизации на директивном, межотраслевом, отраслевом, региональном уровнях в значительной степени будет определяться объемами, уровнем и качеством процесса информатизации в объединениях, предприятиях, проектных, научно-исследовательских организациях, социальных объектах.
Представляется необходимым в течение ближайших пяти - семи лет:
- во всех крупных низовых звеньях народного хозяйства (предприятия, объединения, кооперативы, организации и др.) создать в порядке государственной дисциплины компьютерный достоверный, актуальный, доступный на правах хозрасчета информационный ресурс, включающий данные о состоянии научно-технического прогресса материальных, трудовых и финансовых ресурсов, количественных, качественных и стоимостных характеристиках выпускаемой продукции, эффективности производства, об уровне социальной обеспеченности коллективов трудящихся, о прогнозах и планах перспективного и текущего развития;
- высшие и средние учебные заведения, научно-исследовательские организации, школы, объекты здравоохранения насытить в максимальной степени новейшими компьютерами зарубежного и отечественного производства;
- все социальные системы массового обслуживания населения (продажа билетов на все виды транспорта, размещение в гостиницах, информационно-справочные службы, оформление купли-продажи и т. п.), которые хронически "больны" очередями, оснастить их новейшей зарубежной информационной технологией;
- научно-исследовательским организациям интенсивно вести работы по созданию информационных технологий будущего.
Масштабность, сложность, ресурсоемкость и продолжительность процесса информатизации объективно вскрывают необходимость проведения работ по специальной комплексной целевой программе - органической части союзной программы, на ближайшие пять лет и дальнейшие периоды.
Разработку ее логично осуществить головной организации по созданию РАСУ УССР и в ее составе РИВС - ГлавНИИВЦ Госплана УССР с привлечением необходимых организаций. Утверждать ее должен Совет Министров УССР по представлению Госплана УССР.
При разработке программы должны быть учтены общегосударственные, общереспубликанские интересы, а также хозрасчетные интересы отдельных звеньев. В связи с этим система финансирования программы должна включать финансирование работ за счет союзного, республиканского, местного бюджетов, а также собственных средств предприятий, объединений и других организаций.
В программе целесообразно выделить принципиально важные научно-технические проблемы, решение которых должно осуществляться на конкурсной основе. Конкурсы могут иметь союзный, республиканский, отраслевой и объектовый статусы.
В ходе разработки комплексной целевой программы и соответствующих подпрограмм должны быть обоснованы и определены объемы затрат и финансирования из различных источников необходимой вычислительной техники и средств связи отечественного и зарубежного производства с учетом стоимости программного обеспечения, потребности в специалистах.
Следует также дать обоснование эффективности этих работ.
Комплексная целевая программа информатизации Украинской ССР и ее подпрограммы должны быть разработаны на таком высоком научном уровне, чтобы они могли стать не столько директивными, а скорее необходимыми научными документами для каждого органа управления и каждого причастного специалиста при разработке соответствующих планов и их осуществления.
При разработке концепции и соответствующей ей программы работ принципиально важными являются обоснования вариантов стратегий финансирования работ с учетом гипотез относительно удельной эффективности затрат, а также структуры затрат (на техническое оснащение, на научные исследования и разработку проектов).
В ГлавНИИВЦ Госплана УССР выполнен большой объем исследований в этом направлении. С помощью специальной модели получено множество вариантов стратегий финансирования работ с оценкой их влияния на основные показатели развития народного хозяйства республики.
Главный вывод этих исследований состоит в том, что:
- для достижения высокого уровня информатизации и влияния ее на основные экономические показатели развития народного хозяйства республики необходимо существенное (многократное) увеличение доли и абсолютных объемов капитальных вложений и общих затрат на цели информатизации. Соответствовать этим затратам должно многократное увеличение производства и поставок (отечественных и зарубежных) средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования, а также кардинальное (на порядок и больше) повышение производительности труда исследователей и разработчиков, занятых в информатизации;
- финансирование работы по информатизации в ближайшие пять лет следует осуществить по умеренной стратегии (примерно удвоение за пятилетку доли капитальных вложений) с переходом в дальнейшем на более интенсивные стратегии;
- очевидна необходимость дальнейшего поиска оптимальных по различным критериям (максимизация прироста национального дохода, темпов роста производительности труда и др.) и оптимально-компромиссных по совокупности критериев стратегий затрат на информацизацию республики, а также их постоянная корректировка по мере реализации принимаемых стратегий.
© Информационное общество, 1990, вып. 2, с. 19-26.