Концепция экспертной системы "Выбор АРМ управленца"
Галиева А.Н.

Концепция эксперной системы "Выбор АРМ управленца"

__________________

Галиева А.Н., Паньшин Б.Н.




Описана концепция экспертной системы, позволяющей оказывать консультационные услуги по выбору АРМ управленца в зависимости от требований, предъявляемых конкретным управленческим процессом, возможностями заказчика и текущим состоянием внутреннего рынка ВТ и программных средств.

Актуальность. Массовое продвижение малой компьютерной техники непосредственно к рабочему месту ЛПР ставит перед организаторами процессов управления ряд новых проблем. Одной из них (особенно актуальной в условиях развивающегося хозрасчета) является целесообразность и эффективность использования средств ВТ в управленческом процессе. Часто, решая вопрос о приобретении престижной и модной вычислительной техники, администрация не проводит анализа возможностей автоматизации тех или иных функций управления и выбора соответствующей вычислительной техники и программного обеспечения, а нередко проведение такого исследования невозможно из-за отсутствия соответствующих специалистов и информационной базы. Следует отметить, что необоснованное приобретение ВТ вызвано также ажиотажным спросом на нее, но наметившаяся тенденция наполнения внутреннего рынка средствами ВТ позволяет надеяться на то, что в ближайшие два-три года у потребителей появится возможность более свободного выбора как ВТ, так и программного обеспечения.

Цель. В связи с изложенным представляет несомненный интерес идея разработки экспертной системы (ЭС) выбора АРМ управленца, позволяющей неквалифицированному пользователю на основе предъявляемых им требований выбрать конфигурацию вычислительной техники и программного обеспечения, соответствующие определенным критериям заказчика, например, его финансовым возможностям.

Особенностью данной ЭС, отличающей ее от подобных систем выбора конфигурации ВТ, имеющихся в стране, является:

обеспечение возможности выбора АРМ в зависимости от требований технологии конкретного организационно-управленческого процесса и финансовых возможностей покупателя;

предоставление информации о текущем состоянии внутреннего рынка ВТ и программных средств.

Структура. Такая экспертная система должна включать в себя:

1 - банк данных, имеющий три раздела:

банк автоматизируемых функций управления (БАФУ) - формализованное описание различных управленческих процессов в зависимости от функций и уровня управления;

банк технических средств (БТС) - описание различных видов компьютеров, имеющихся на внутреннем рынке страны (с указанием возможных вариантов их конфигурации) ;

банк программных средств (БПС) — описание различных программных средств, имеющихся на внутреннем рынке (с указанием их основных функций);

2 - банк правил логического вывода (ПЛВ), обеспечивающих выбор конфигурации технических и программных средств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым перечнем функций управления, указанных заказчиком;

3 - средства объяснения хода рассуждений системы;

4 - средства, обеспечивающие возможность обратного хода вычислений, т.е. от конечного результата к поставленной цели

5 - средства, обеспечивающие дружественный интерфейс ЭВМ - пользователь;

6 - блок управления.

Описание структуры , Рассмотрим подробнее описанную структуру ЭС.

Банк автоматизированных функций управления содержит перечень формализованных описаний функций управления. Возможно объединение описаний в макроописания в зависимости от уровня и функций управления.

Банк технических средств включает в себя информацию об имеющихся в настоящее время на внутреннем рынке ЭВМ различных видов. Информация о каждой машине содержит назначение, подробную техническую характеристику, возможные конфигурации, стоимость отдельных устройств или машины в целом, возможный источник и условия приобретения и другие характеристики.

Банк программных средств включает перечень имеющихся в настоящее время в стране программных продуктов. Информация о каждом программном средстве содержит данные о назначении, условиях применения, технической характеристике, стоимости, возможном источнике и условиях приобретения.

Следует отметить, что создание каждого из перечисленных разделов банка данных представляет отдельную достаточно сложную задачу. Формирование разделов 2 и 3 требует сбора и обработки большого количества информации. Получение этой информации в настоящее время, кажется, не будет столь проблематично, если обратиться к опыту функционирования региональных, информационно-диспетчерских служб (ИДС) [1], которые создавались при областных управлениях ЦСУ (сейчас -Госкомстата) и обеспечивались информацией по каналам государственной статистики.

Однако, если удастся создать эти банки данных, насыщенные достаточно полной, достоверной и оперативной информацией, то каждый из них можно рассматривать и как отдельный, информационно ценный продукт.

Особо следует остановиться на значении банка автоматизируемых функций управления. Создание такого банка может стать самостоятельной темой научного исследования, так как процесс выбора, выделения из общей совокупности функций управления, пригодных для автоматизации, классификация их и формализованное описание являются отдельной довольно сложной и трудоемкой задачей.

Наиболее сложным элементом описываемой ЭС, являющимся ее ядром, выступает совокупность правил логического вывода (ПЛВ). ПЛВ описываемой ЭС являются правилами продукционного типа. Они обеспечивают установление соответствия между некоторым перечнем функции из БАФУ и элементами БПС, БТС. Формирование ПЛВ является процессом создания банка знаний и требует от разработчика значительного опыта в таких областях, как теория и практика управленческой деятельности, вычислительная техника и программное обеспечение, а также разработки ЭС продукционного типа. Важным требованием является способность ориентироваться на внутреннем рынке ВТ.

Разделы 3-6 приведенной структуры являются реализацией обычных требований, предъявляемых к ЭС, поэтому нет необходимости останавливаться на их дополнительном описании.

Принципиальный алгоритм работы ЭС.

Рассмотрим возможную схему работы описываемой ЭС. Для этого введем некоторые обозначения. Пусть:

F - {fi}, i = 1, i1 - множество функций, содержащихся в БАФУ;

Т - {tj}, j = 1, j1 - множество описаний видов ВТ, содержащихся в БТС, причем каждый элемент множества Т, в свою очередь, представляет множество, элементами которого являются описания устройств, входящих в конфигурацию данной ЭВМ, и

их цена, т.е.

Р = {Рk}, k = 1, ki - множество описаний программных средств, содержащихся в БПС, причем каждый элемент множества Р содержит пару элементов: описание ПС и цена, т.е.

- множество правил логического вывода, устанавливающих соответствие между некоторым подмножеством множества F и элементами множества Р и Т, т.е.

- множество, являющееся совокупностью функций управления, задаваемых в качестве требования заказчика для формирования экспертной системой конфигурации соответствующего АРМ.

При формировании АРМ по требованиям заказчика можно сформировать глобальное требование (цель), которому должен удовлетворять соответствующий АРМ. Например: минимальная (или не выше определенного уровня (интервала)) стоимость АРМ; минимальная стоимость и (или) минимизация времени выполнения некоторой функции управления и т.д.

Рассмотрим принципиальный алгоритм работы ЭС при задании требования выбора минимальной стоимости АРМ: Smin и обеспечения выполнения совокупности автоматизируемых функций управления R - {r1,...rml}.

1. Пользователь с экрана дисплея в диалоговом режиме на основе предоставляемого
системой меню формирует набор функций управления, которые бы он хотел автома-
тизировать с помощью АРМ: R - {r1, .., rm} и задает цель - сформировать конфигура-
цию АРМ с минимальной общей стоимостью.

2. Полученная директива передается на обработку в банк ПЛВ. Из банка ПЛВ выбирается правило, соответствующее заданным требованиям, т.е.

3. Далее по выбранному правилу ln формируются возможные варианты выбора ЭВМ, ее конфигурация и программное обеспечение, отвечающие требованию R:(tj, pk), причем tj = {t'j'}.

4. На следующем шаге из выбранного множества вариантов, отвечающих требованиям R, выбирается вариант, обладающий наименьшей стоимостью. Для этого из соответствующей информационной базы выбирается цена соответствующих технических и программных средств (Sjv, Skp), суммируется для каждого варианта АРМ и выбирается минимальная цена

где v – сформированные варианты АРМ, к = 1 ,v, j'= 1 ,v.

5. На экран дисплея выводится информация о полученном решении, а также рекомендации по источнику и условиям приобретения АРМ (данная информация содержится в соответствующих разделах банков данных).

Перспективы. Предложенная ЭС выбора АРМ управленца ориентирована на выбор персонального компьютера или мини-ЭВМ, работающих в автономном режиме, но, несомненно, данная идеология в принципе может быть перенесена и на выбор вариантов локальных сетей для учреждений и организаций. Кроме того, довольно заманчивой , на наш взгляд, является возможность развития БТС БПС как информационно-справочной системы.

Заключение. Предложенное описание ЭС выбора конфигурации АРМ управленца выполнено в общих чертах и имеет своей целью изложить идею данной разработки в целом. На наш взгляд, практическая реализация данной ЭС будет иметь как теоретическое, так и практическое значение.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гриценко В.И., П а н ь ш и н Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. - Киев: Наукова думка, 1988. - 272 с.

________________________________

АН. Галиева - канд. экон. наук;

Б.Н. Паньшин - канд. техн. наук


&copy Информационное общество, 1990, вып. 2, с. 52-55.