Информатизация: социальный аспект
Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е.

Информатизация: социальный аспект

__________________________

Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е.



Изложены основные вопросы, возникающие при разработке социальных аспектов информатизации. Дано обоснование объединения концепций социальной информатизации и современной модели социализма. Предложены различные методы анализа проблем интеллектуализации различных социальных подсистем.

Известно, что в предлагавшихся для обсуждения научно-технической общественности трех вариантах концепции информатизации общества технологические аспекты информатизации были представлены достаточно широко и явно недостаточно разработаны социально-экономические проблемы соответствующих преобразований. На это, в частности, обращал внимание академик В.С. Михалевич.

Конечно, роль новых информационных технологий исключительно важна: речь идет о создании базовых структур новых социальных образований, технологическом перевооружении производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, усилиях по ускорению развития производительных сил, формированию искусственной "нервной" системы общества. Однако социальные стороны соответствующих преобразований, как показывает опыт, оказываются самыми сложными, требующими глубокого теоретического обоснования. Тем более, что в современных условиях они смыкаются с перестройкой и мерами по обновлению модели социализма. На них мы и остановимся.

В настоящее время стало ясно, что специфика общечеловеческого прогресса, во всяком случае, его важнейшая черта заключается в переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Информационная цивилизация - объективная стадия всемирно-исторического процесса, означающая выход человечества на качественно новые рубежи развития производительных сил (по Ленину, высшего критерия общественного прогресса)1.

В ходе реализации постановления Политбюро ЦК КПСС от 15 июля 1988 г. "О разработке концепции информатизации общества"2 стало ясно, что информатизация - это глобальная социальная проблема, требующая наряду с перестройкой производственного аппарата (на базе компьютеризации и роботизации) качественного преобразования экономических, политических, культурных основ жизнедеятельности общества, радикального обновления всей системы его мотивационных механизмов.

Разработка обновленной концепции социализма, на наш взгляд, должна включать в себя конструктивный политэкономический анализ процессов информатизации, развертывающихся во всем мире. Эти процессы, имея общую технологическую, во многом организационную и культурную основу, в то же время подчиняются специфическим законам различных социально-экономических формаций, имеют различные социальные последствия.

Может возникнуть вопрос, надо ли объединять концепции социальной информатизации и современной модели социализма, не лучше ли сначала установить деформации нашей системы, провести экономическую реформу, создать правовое государство, а потом уже разворачивать работы по информатизации. Такие вопросы возникают при поверхностном понимании информатизации, сведению ее лишь к созданию технической базы в виде компьютерных и телекоммуникационных комплексов. Конечно, стержневая задача нашего общества в настоящее время - это формирование новой эффективной системы мотивационных механизмов. Однако эта система должна учитывать весь спектр современных требований.

Задачи радикальной хозяйственной реформы тесно смыкаются с задачами социальной информатизации. Их нельзя решать раздельно. Реформа "не пойдет", если она не обеспечит экономического охвата важнейших факторов современного экономического роста. А эти факторы в основном информационные (наука, интеллектуальный труд, информационное обеспечение, управленческие воздействия). Реформа будет нежизненной, если не обеспечит развития рынка информационного, не улучшит механизма использования резервов традиционных и нетрадиционных (это опять-таки информатизация, знания, ЭВТ, средства коммуникации). Информатизация в современных условиях неразрывно связана с решением основных задач перестройки, поскольку демократизация, гласность, новый хозяйственный механизм не могут функционировать без соответствующего информационно-технологического обеспечения. Один из основных сдерживающих факторов - это отсутствие в народнохозяйственной сфере объективно обусловленной социально-экономической потребности в информации, во внедрении новых информационных технологий. Это во многом определяется негибкостью и нединамичностью аппарата, несоответствием хозяйственного механизма возросшей сложности и динамизму народнохозяйственной системы. Не менее важна отрицательно сказывающаяся на формировании социально-экономических условий внедрения ЭВМ и новых информационных технологий в нашей стране относительно невысокая стоимость рабочей силы. Средства ЭВТ дорого стоят, а зарплата ученых, НТР, рабочих, служащих невысока. В этом случае внедрение средств автоматизации не оправдывает высвобожденной рабочей силы и в большинстве случаев внедрение ЭВМ будет убыточным. Следовательно, нужны другие мотивационные механизмы.

Таким образом, отнюдь не риторическим является вопрос, на какую стадию цивилизации мы должны ориентироваться, создавая обновленную модель социализма, - на индустриальную (уже оставляемую позади наиболее развитыми капиталистическими странами) или на информационную. Если его не принимать в расчет, то в процессе построения "современного социализма" можно скатиться на обочину исторического прогресса. Между тем, данный вопрос даже не затрагивается в публикациях по формированию обновленной модели социализма.

Важнейшая причина нарастания кризисных явлений в нашей экономике - неспособность экономической системы, лишенной разумных мотивационных механизмов, осуществить современную НТР (новую технологическую революцию, обуславливающую в конечном счете переход индустриальных стран к информационному обществу) . И дело здесь не только в известных деформациях социализма, а в "закостене-нии" социального мышления, застрявшего на узкоэкономическом детерминизме, игнорирующем социокультурные, духовные факторы прогресса.

Речь идет об информационных ресурсах общества, вырабатываемых в сфере духовного производства, которые считаются основной ценностью современного мира.

Сложился принципиально новый тип расширенного воспроизводства, зависящего в решающей мере от интеллектуальных факторов. Поэтому фундаментальный принцип, ставящий все стороны общественной жизни в зависимость от экономических отношений (отношений материального производства), потерял свою универсальность. Вообще проблематичным стало деление общественных подсистем на сферы материального и нематериального, производительного и непроизводительного труда. Несомненно, сейчас, как и в эпоху К. Маркса, прежде чем заниматься наукой и политикой, нужно есть и пить, одеваться и иметь жилище. И все же причины и природа богатства народов коренным образом изменились, и мы ничего не поймем в механизме экономического роста страны, если по-прежнему будем связывать увеличение национального дохода лишь с условиями материальной сферы производства (как это делаем сейчас). Япония, к примеру, при острейшем дефиците материальных факторов производства ест, пьет, одевается не хуже других стран, поскольку она исходит из новой парадигмы общественного производства, динамика которого основана на использовании информационного ресурса.

Коренным образом изменились, усложнились характер производительных сил и условия их развития. Возник и быстро увеличивается особый вид общественного производства - информационного производства, которое по уровню занятости в США и Японии превзошло сферу материального производства (в СССР в сфере информационного производства занято около 50 % трудовых ресурсов). На этой базе сложился и быстро расширяется особый, невиданный в эпоху К. Маркса и В.И. Ленина вид общественных отношений - информационные отношения. Это отношения, в которые вступают люди по поводу производства и использования в целях развития интеллектуальных ценностей (знаний, информации, научно-технических новшеств, алгоритмов, программ и др.). Первостепенное значение в жизнедеятельности современного общества приобрел интеллектуальный (в особенности информационный) рынок, который опять-таки в эпоху К. Маркса и В.И. Ленина не имел существенного значения. Теперь этот рынок по объему товарооборота превышает в ряде стран традиционный рынок вещей и материальных услуг. Но самое главное то, что информационные отношения существенно влияют на облик всей общественной системы. Они во все большей мере детерминируют социальную динамику, включая уровень экономического развития.

Все это - конкретное воплощение социальной информатизации, теоретическое обоснование которой должно стать важнейшей практической функцией общественных наук.

Однако необходимо отметить, что наше обществоведение не готово к тому, чтобы успешно выполнять эту практическую функцию. Нужны серьезные теоретические продвижения в плане осмысления новых механизмов социальной динамики, понимания специфики информационных отношений как "движителя" социального прогресса, законов функционирования интеллектуального рынка, включая ценообразование на духовные блага, критериев оценки результатов интеллектуального труда. Без этого мы не создадим достаточно эффективного механизма интенсификации общественного производства и вообще не создадим социализма как экономически эффективного общественного воспроизводства с учетом доминирования нематериального (информационного) производства в объемном и качественном отношениях как ведущей подсистемы народного хозяйства, но и новую концепцию потребления и уровня жизни. Радикально меняется место и роль такого потребительского компонента, как духовные блага, во многом сводящиеся к информации.

Появление информации в составе потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов, социальных групп и общества в целом. В современных условиях особо важную роль начинают играть не просто блага (материальные и духовные), а организационно- информационные факторы - "порядки". Уровень (и образ) жизни начинает зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования, от работы и быта городского хозяйства и т.д.

При росте материального достатка и увеличении духовных благ жизнь может стать невыносимой из-за накопившихся уродливых явлений, "возмутительных" порядков, процедур, подчас нелепых (искусственно созданных) дефицитов, очередей и т.д. И если активно не бороться с уродливыми явлениями жизни, они становятся привычными и как бы нормой. Значит, важнейшая задача развития социализма - борьба за информационно-организационный комфорт как важный аспект социального прогресса. Информатизация, таким образом, во многом сводится к тому, чтобы видеть информационную сторону жизни во всей ее растущей значимости, и такое новое видение должна выработать прежде всего политэкономия.

Для примера коснемся лишь одной стороны перестройки образа жизни на основе средств информатики - общественного транспорта, проблемы развития которого обострились до крайности. Увеличением затрат на рост и совершенствование этой сферы услуг можно ликвидировать те или иные "узкие" места (и это надо сделать). Но радикально (с учетом достижения необходимых удобств, увеличения доступности комфортабельных видов транспорта, ликвидации очередей и т.п.) эту проблему не решить. Решить ее можно путем коммуникационной революции, т.е., образно говоря, путем замены перемещения самих людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). В большинстве случаев люди вынуждены перемещаться потому, что у них нет возможности осуществить соответствующее сигнальное взаимодействие: едут в сберкассу, на почту, на совещание или собрание, в кино, магазин, библиотеку, архив, юридическую консультацию, везут отчет или справку в вышестоящую инстанцию, едут на лекцию, в музей, картинную галерею и т.д.

Физические перемещения в той или иной мере можно заменить информационными связями: эти связи современная техника может сделать эффективными и полноценными. Но одной техники мало. Требуются социальные сдвиги - информатизация общественных учреждений, создание таких учреждений, как телемагазин, телетеатр, телефото, телебиблиотека, подготовка самих людей и обновление форм их взаимодействия. Более того, встает вопрос о современном "паломничестве", когда резко уменьшается необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях и т.д. Это, очевидно, требует радикальной перестойки организации производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата. Все это - элементы информатизации, требующие теоретического обоснования.

Конечно, информатизация - перспективная задача. Но и создание современной" модели социализма - дело не "сиюминутное". Нельзя обойти вопрос о готовности страны к широкомасштабной информатизации. В условиях разбалансированности экономики, товарно-денежных отношений, ослабления дисциплины, роста дефицитов, очередей, низкой культуры, отставания по важнейшим параметрам от мирового уровня вряд ли с успехом можно осуществить социальную перестройку на базе новейших информационных технологий. Нужно сначала подтянуть "тылы", остановить рост негативных явлений в общественной жизни. Но уже это вопрос тактики. Важно, чтобы нахлынувшие на нас проблемы выживания не заслонили целиком проблемы дальнейшего развития.

Ясно и то, что для нашей страны вопросы информатизации стоят сложнее, чем, скажем, для США и Японии, в силу того, что наше общество опасно запоздало с назревшими переменами. Но все это говорит лишь об остроте и неотложности решения задач информационного прогресса. Особо важное значение в плане социальной информатизации имеет повышение интеллектуального уровня различных социальных систем - предприятий, организаций, управленческих органов и др.

До последнего времени в науке и практике речь шла об интеллектуализации технических систем. Этому в основном подчинены задачи развития системотехники на современном этапе. Интеллектуализация ЭВМ, робототехнических комплексов, информационных технологий стала важнейшим направлением научно-технического прогресса. В настоящее время выдвигается не менее важное и сложное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации3).

Важно в рамках начавшейся работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем. Такие разработки должны носить комплексный характер с участием специалистов в области ЭВМ, информатики, экономики, права, социологии. Нужно возвратиться на новом уровне к движению за научную организацию труда. Основное внимание при этом придется обращать не столько на формальную рационализацию трудовых ресурсов (укрепление дисциплины, отладку процедур, заполнение "пор" в трудовом процессе и т.д.), сколько на содержательную сторону функционирования подсистем и их отдачу.

Речь идет о выработке комплекса мер по уменьшению доли рутинного труда и увеличению доли творческих процессов, увеличении внешней отдачи каждого работника и коллектива в целом. В сущности, указанный комплекс мер сводится к проведению антиэнтропийных мероприятий, максимально возможному снижению остаточной энтропии анализируемых систем.

В настоящее время встает задача (в плане информатизации) перехода на новый уровень борьбы за НОТ и экономию времени. Все трудовые процедуры, организационные регламенты, документы, управленческие структуры должны быть просмотрены и оптимизированы по критерию "разумности" (ответа на вопрос "зачем?"). Показателем уровня функционирования той или иной социальной подсистемы выступает структура использования времени. На что, на решение каких задач тратит время вся организация и каждый ее работник - главный вопрос, который подлежит анализу с содержательной стороны. Тем самым определяется смысл существования той или иной организационной структуры.

Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методики определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа.

Существуют понятия социальной, экономической и производственной среды, а также интеллектуальной, информационной и вычислительной. Все это разные "срезы" социальных систем, разные ракурсы их рассмотрения. Понятие информационной среды не подменяет собой другие виды социальных сред.

Если понятие интеллектуальной среды характеризует условия функционирования всего потенциала знаний ("живых", овеществленных, информации), то понятие информационной среды (более узкое) относится к условиям функционирования лишь социальной информации (знаний в виде сообщений). Что касается вычислительной среды (иначе говоря, программно-вычислительной), то она - элемент информационной среды.

На разных исторических этапах в обществе складывалась та или иная интеллектуальная среда - более или менее благоприятная для развития духовных процессов. Элементом этой среды была та или иная информационная среда - условия развития интеллектуальных связей, передачи и использования сообщений (информации). Но никогда раньше в истории человечества информационная среда (как элемент интеллектуальной среды) не играла такой важной роли, как во второй половине XX в.

В настоящее время на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технических средств происходит переворот именно в информационной среде, т.е. в области социальных коммуникаций, что радикально меняет не только всю интеллектуальную, но и производственную среду. Новая технологическая революция (создание информационных технологий) началась в области информационной среды. И эти технологические преобразования усиливают значение информационного ресурса в жизни общества, придают ему новую, определяющую роль.

Интеллектуализация общественных систем означает повышение в их жизнедеятельности роли информационного ресурса, что достигается прежде всего развитием телекоммуникации как внутри рассматриваемой системы, так и в сфере ее внешних связей. Меры по интеллектуализации предусматривают максимум индивидуальной творческой энергии каждого работника, слияние этой энергии с другими энергиями индивидов, аккумулирование индивидуальных энергетических импульсов, введение их в единое целевое русло.

Отмеченный разноплановый анализ проблем интеллектуализации различных социальных подсистем можно успешно проводить лишь при условии подключения к нему наук общественного цикла, прежде всего, социологии.

CНОСКИ

1 В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, с. 220.

2 Известия ЦК КПСС, N 1, 1989.

3 Актуальность указанного направления исследований подтверждается материалами, помещенными в газете "Правда", которая развернула обсуждение проблем интеллектуализации партии. (См. В. Легостаев. Интеллектуальное достоинство партии. - Правда, 1989, 2 и 3.05; А.Дегтярев, Д.Пискунов. Раскрыть интеллектуальный потенциал партии. - Правда, 1989, 29.06.)


&copy Информационное общество, 1990, вып. 2, с. 27-32.