Концепция системы обеспечения качества информации (данных)
Дружинин Г.В., Сергеева И.В.

Концепция системы обеспечения качества информации (данных)

_____________________________

Г. В. Дружинин, И. В. Сергеева



Рассмотрены структура и функции системы обеспечения качества данных в стране в новых условиях хозяйствования. Выделены три формы организации обеспечения качества данных: объединения (союзы) пользователей информационных систем, государственная система качества данных, органы управления качеством данных на предприятиях народного хозяйства. Изложены требования к информационному обеспечению системы.

Для обеспечения научно-технического прогресса необходимо большее внимание уделять формированию различных свойств информации (данных). Под данными понимается информация, представленная в формализованном виде, позволяющем осуществлять ее переработку с помощью технических средств. Данные являются продуктом информационных систем (ИС).

Под качеством данных понимается совокупность свойств данных, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности (т. е. аналогично качеству продукции по ГОСТ 15467). Для качества данных, как и всякого продукта, существуют показатели назначения, характеризующие полезный эффект от использования данных по назначению и обусловливающие область их применения. Кроме того, данные имеют ряд общих свойств, входящих в состав их качества. Можно выделить внутренние свойства (достоверность, кумулятивность), сохраняющиеся при переносе данных в другую среду (систему), и внешние свойства (временные, защищенность), которые характерны для данных, находящихся (используемых) в определенной среде (системе) и исчезающих при их переносе в другую систему.

Для общих свойств, входящих в состав их качества, можно выделить формально-технические и социально-психологические составляющие.

Достоверность данных — это их свойство не иметь скрытых ошибок. В свойстве достоверности можно выделить две составляющие: безошибочность — свойство не иметь в данных скрытых случайных технических ошибок; истинность — свойство данных не иметь искажений, внесенных человеком намеренно (в том числе и из-за непонимания).

Кумулятивность — свойство данных небольшого объема достаточно полно (точно) отображать действительность. В свойстве кумулятивности можно выделить составляющие: гомоморфизм — техническое свойство данных организовывать модели типа «многое в одном» с помощью малого числа символов, и избирательность — социально-психологическое свойство данных, состоящее в том, что они содержат наиболее полезные сведения для лица, принимающего решения.

Временные свойства данных состоят в сохранении с течением времени способности правильно отображать действительность. При анализе временных свойств данных важны два фактора:

  • согласованность динамики технологического процесса переработки данных и динамики изменения ситуации (должно быть предусмотрено обновление данных по мере изменения ситуации);
  • согласованность динамики технологического процесса переработки данных с регламентом представления данных их потребителю. Соответственно этим факторам во временных свойствах данных выделены следующие составляющие.

1. Способность данных отображать динамику изменения ситуации. Принимая во внимание, что при нарушении этого свойства можно рассматривать или время запаздывания появления в данных соответствующих признаков объекта, или расхождение реальных признаков объекта и тех же признаков, отображаемых в данных, различаем:
  • оперативность — свойство данных, состоящее в том, что время их сбора и переработки соответствует динамике изменения ситуации;
  • идентичность — свойство данных соответствовать состоянию объекта. Нарушение идентичности связано с техническим (т. е. по рассогласованию признаков) старением информации, при котором происходит расхождение реальных признаков объекта, и тех же признаков, отображаемых в информации.

2. Способность данных соответствовать динамике изменения социально-психологических взглядов и мотивов. Учитывая, что при нарушении этого свойства можно рассматривать или время запаздывания данных, которые должны быть представлены их потребителю к сроку, определяемому социально-психологическими мотивами, или уменьшение потребности в данных у пользователя ИС с течением времени, различаем:
  • срочность — свойство данных соответствовать срокам, определяемым социально-психологическими мотивами;
  • значимость — свойство данных сохранять ценность для потребителя с течением времени, т. е. не подвергаться моральному старению.

Свойство защищенности данных состоит в невозможности несанкционированного их использования или изменения. Можно выделить техническое свойство недоступности и социально-психологическое свойство конфиденциальности.

Классификация свойств данных, входящих в состав их качества, приведена на рис. 1.



Для кардинального решения проблемы обеспечения качества данных на общегосударственном уровне необходима система методов и средств, основанная на включении общественности (пользователей ИС) в процессы управления качеством данных. Эта система должна учитывать мировой опыт управления качеством продукции и преобразования хозяйственного механизма, происходящие в нашей стране. При создании такой системы необходимо использовать все имеющиеся в настоящий момент резервы и заделы. В частности, больших материальных затрат потребовала разработка различных АСУ производством. Однако эффективность этих АСУ признается низкой. В значительной мере это связано с тем, что не выделена главная цель их создания — обеспечение качества данных, поступающих к лицам, принимающим решения. Необходима ревизия существующих в стране и создаваемых ИС — как в них решаются задачи обеспечения качества данных. Необходим стандарт или другой законодательный акт, четко определяющий основные задачи АСУ по управлению качеством данных.

В основе предлагаемой системы лежат три формы организации обеспечения качества данных:

  • объединения (союзы) пользователей ИС, например, союз работников управления транспортом — пользователей АСУ железнодорожным транспортом, и др.;
  • Государственная система качества данных (ГСКД);
  • органы управления качеством данных на различных предприятиях народного хозяйства страны.

Этим формам организации соответствуют три подсистемы, функции которых имеют ряд особенностей (рис. 2).



Рис. 2. Структура системы обеспечения качества

Союзы пользователей ИС должны систематизировать мнения пользователей ИС, оценивать качество данных, широко информировать общественность (подразделения и предприятия промышленности) о результатах этого контроля и, в отдельных случаях, готовить предложения для государственных органов о проведении необходимых мероприятий. Союзы пользователей ИС формируют общественное мнение о. необходимости неотложных мероприятий по повышению качества данных, осуществляя таким путем воздействие на службы информационных систем. В необходимых случаях союзы пользователей рекомендуют отказаться от использования результатов решения задач ИС, если не обеспечено необходимое качество данных. В будущем возможно введение сертификатов союзов пользователей на качество данных.

Для выполнения своих функций союзы пользователей могут создавать контрольные, исследовательские и другие группы и организации, возможно издание журналов и бюллетеней, организация конференций, съездов и других мероприятий пользователей. Союзы пользователей могут создаваться и по регионам. Вся деятельность союзов пользователей страны координируется советами союзов пользователей ИС на республиканском и общегосударственном уровнях. Сотрудники организаций, создаваемых союзами пользователей, обязаны систематически отчитываться о своей деятельности на общих собраниях членов союза, сессиях советов союзов пользователей ИС и т. д.

Государственная система качества данных выполняет следующие функции:

  • планирование и координация работ по качеству данных на общегосударственном уровне, разработка стандартов и общесоюзных методик;
  • организация систематического обучения руководителей, инженеров, других сотрудников методам повышения качества данных;
  • обеспечение качества информации, имеющей государственное значение.

Органы управления качеством данных на предприятиях народного хозяйства должны проводить систематическую работу по повышению качества данных, разрабатывая соответствующие организационные и технологические мероприятия, обеспечивая сбор и анализ сведений по технологии сбора и обработки данных, проводя статистическое регулирование качества данных, организуя кружки качества, конкурсы качества и др. Эти органы управления могут существовать как подразделения служб информационных систем (лаборатории, бюро и др.) или как самостоятельные организации (возможно, кооперативные), специализирующиеся на анализе информационных процессов и разработке мероприятий по повышению качества данных.

Эффективность функционирования системы обеспечивается широким спектром мероприятий, проводимых в различных областях деятельности государственных и общественных организаций. Среди этих мероприятий большую роль играет обеспечение системы всеми необходимыми и достоверными сведениями о качестве функционирования ИС в нашей стране и за рубежом.

Информационное обеспечение системы должно предусматривать наличие:

  • информационных центров качества данных (как в союзах пользователей, так и в Государственной системе качества данных);
  • баз данных (библиотек) по качеству данных на предприятиях и в союзах пользователей;
  • подсистем (отделов) качества данных во всех существующих и вновь создаваемых библиотеках и других хранилищах информации страны;
  • отделы (редакции) качества данных во всех системах и средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты, издательства).

Информационные центры качества данных должны собирать и систематизировать сведения о качестве данных, проводить анализ накопленных сведений, выявлять тенденции изменения качества данных и передавать эти сведения предприятиям и союзам пользователей.

Базы данных (библиотеки) по качеству данных на предприятиях и в союзах пользователей должны накапливать систематизированные сведения о качестве отдельных видов данных по своему предприятию и сведения о качестве аналогичных данных по другим предприятиям страны и всего мира.

Отделы качества данных в библиотеках страны должны информировать о новейших достижениях в области обеспечения качества данных все предприятия и организации, информационные центры качества, отделения Союзов пользователей.

Отделы (редакции) качества данных в системах и средствах массовой информации должны проводить идеологическое воспитание масс трудящихся, активизируя их деятельность по повышению качества данных, содействовать союзам пользователей в формировании общественного мнения о качестве данных, содействовать в обучении широких масс трудящихся методам повышения качества данных.

Поскольку оценка качества данных будет выполняться не ее производителями, а союзами пользователей, повысится объективность оценки, не будет необходимости в частом применении командно-административных методов управления качеством данных. Предлагаемая система наряду с выполнением основной функции (обеспечение качества данных) направлена на выполнение основной задачи перестройки: повышение творческой активности широких масс трудящихся. Это обеспечивается союзами пользователей ИС, деятельностью Государственной системы качества по обучению методам повышения качества данных, организационной деятельностью органов управления качеством данных на предприятиях народного хозяйства, деятельностью подсистем, отделов (редакций) качества во всех системах и средствах массовой информации.

__________________________________________________

Дружинин Г.В. - доктор технических наук

Сергеева И.В. - кандидат технических наук


&copy Информационное общество, 1990, вып. 1, c. 5-7/