О журнале
Рекомендации
О создании государственной системы програмного обеспечения вычислительной техники и информатики
Нестеренко Б.Н.
_________________________________
Б.Н. Нестеренко
В целях организационного формирования Государственной системы программного обеспечения вычислительной техники и информатики (ГСПО), принятия соответствующих уставных документов и избрания органов управления системой 2 июня 1989 г. в Москве проведен первый съезд объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства, входящих в состав ГСПО.
Государственная система программного обеспечения призвана создать условия для удовлетворения потребностей страны в высококачественной программной продукции.
Основные цели системы:
- повышение эффективности использования программных средств;
- повышение производительности труда программистов;
- расширение номенклатуры программных средств;
- создание передовых программных продуктов и новых информационных технологий;
- формирование и развитие коллективов высококвалифицированных программистов, способных создавать конкурентоспособные на мировом рынке программные продукты.
Конечно, весь комплекс проблем, накопившийся в области программирования, с помощью ГСПО не разрешить, но уже само объединение в единой организации значительного числа предприятий, работающих в области программирования, улучшение их взаимодействия в различных областях деятельности должно принести несомненную пользу.
На первых этапах развития ГСПО предусматривается организовать и развивать деятельность в следующих направлениях.
1. Обеспечение членов ГСПО информацией об имеющихся и создаваемых программных средствах, об их функциональном назначении и характеристиках, конъюнктуре рынка, а также о разработчиках и поставщиках программ в СССР и за рубежом. Основой для этого вида деятельности может служить сеть Государственного фонда алгоритмов и программ, а также задел, созданный в Интернациональном фонде алгоритмов и программ стран — членов СЭВ.
Развитие информационной работы в ГСПО явится основой для остальных направлений деятельности системы.
2. Координация инвестиционной политики заказчиков программных средств. Предварительный анализ спроса на ПС, проведенный во ВМНИИПС, показал, что многие пользователи испытывают потребность в аналогичных программах, но самостоятельно не могут организовать и профинансировать заказ на их разработку. В то же время разработчики, способные создать такие программные средства, не всегда могут найти заказчика на эти »
работы. Есть основания полагать, что в рамках ГСПО можно организовать разработку программных средств с финансированием ее на паритетных началах несколькими заказчиками.
3. Организация работ в рамках государственных целевых научно-технических программ. В настоящее время разработан и введен в действие первый пакет таких программ. Среди них программы: "Системы управления базами данных и знаний" (головная организация -- НПО "Центрпрограммсистем", г. Калинин), "Программное обеспечение персональных ЭВМ" (головная организация — Институт проблем информатики АН СССР, Москва), "Технологии программирования" (головная организация — Межведомственный научный центр технологии программирования, Киев).
4. Организация и проведение разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих регламентацию научно-технической, финансово-экономической и правовой деятельности в области программирования. В этом направлении предприняты определенные шаги. Разработан комплект первоочередных нормативных документов. Конечно, документы, как и любой нормативный акт, требуют работы по совершенствованию, но основа для создания нормативной базы уже имеется.
Следует отметить, что созданию правовой основы программирования придается большое значение, так как она является непременным условием формирования рынка. Если автор программы и владелец права на ее распространение не будут защищены законодательно, то о создании рынка, о разработке конкурентоспособных программ говорить бессмысленно. Мы понимаем, что вопрос защиты авторских прав программистов связан с общим положением охраны прав интеллектуальной собственности в стране и считаем, что именно ГСПО может, с одной стороны, формировать введение законодательства по этим вопросам, а с другой, — авторитетно бороться за реализацию и защиту этих прав.
5. Организация проведения научно-технических мероприятий, таких как съезды ГСПО, конференции, семинары, выставки и ярмарки научно-технических достижений в области программных средств.
6. Возможность развивать в ГСПО оказание помощи ее членам в организации международного сотрудничества. Здесь может быть широкий спектр направлений деятельности — от посредничества в установлении контактов с зарубежными партнерами до координации валютных инвестиций заказчиков программных средств для закупки программ и лицензий , на их производство.
В процессе подготовки к съезду были определены состав и структура ГСПО.
Научный и производственный потенциал ГСПО составляют коллективы, работающие в области программного обеспечения. В настоящее время по предложениям министерств и ведомств, а также по собственной инициативе в составе ГСПО находятся 354 организации, в их числе:
головные научные организации Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике: Специальное научно-производственное объединение "Алгоритм", Межотраслевой научный центр технологии программирования. Всесоюзный научно-исследовательский институт межотраслевой информации, Всесоюзный межотраслевой научно-учебный центр по вычислительной технике и информатике;
- научные организации АН СССР;
- региональные сети ГКВТИ и Минприбора СССР;
- инновационные банки;
- другие научные, проектные, производственные и учебные организации, а также вычислительные центры министерств и ведомств.
На съезде было признано целесообразным формировать сеть ГСПО с учетом региональных и республиканских аспектов.
Из общего числа организаций — членов ГСПО 115 выполняют функции организаций Государственного фонда алгоритмов и программ, ведут региональные, отраслевые и специализированные фонды.
Рассмотрим основные принципы работы системы, ее взаимоотношения с министерствами и ведомствами. В упомянутом постановлении руководство работой системы возложено на Государственный комитет СССР по вычислительной технике и информатике. Съезд признал наиболее целесообразным, чтобы руководство со стороны Госкомитета осуществлялось в основном экономическим путем, т. е. с помощью проведения инвестиционной политики работ по созданию и распространению программной продукции, осуществляемой в рамках ГСПО.
Важным моментом является определение членства организаций в ГСПО. На съезде принято решение о том, что все организации входят в состав ГСПО на добровольных началах, т. е. система представляет собой добровольную ассоциацию программистских сил и пользователей нашей страны. Во главе ГСПО стоит правление, которое избирается съездом и подотчетно съезду. Решение о приеме организаций в состав ГСПО принимается правлением.
Признано также необходимым, чтобы система имела статус юридического лица, что позволит правлению ГСПО эффективно осуществлять свою деятельность руководящего органа системы, обладающего определенными правами и обязанностями.
Для того чтобы членство организаций в ГСПО не носило формального характера, а было деловым и полезным, на съезде признано целесообразным участие организаций в ГСПО фиксировать на договорной основе с правлением.
Для координации научно-технической политики при правлении ГСПО будет сформирован Научно-технический совет. Учитывая, что в составе научно-технического совета Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике существует секция по вопросам программного обеспечения, было бы целесообразно поручить ей выполнение функций НТС, соответственно уточнив ее состав.
Для обеспечения коммерческого направления деятельности системы необходимо создание соответствующих финансовых фондов. При этом предполагается, что необходимо создать, по крайней мере, два фонда:
- обеспечивающий функционирование системы;
- коммерческий, создаваемый для финансирования разработки (или лицензионной закупки) программных средств, причем как целевого назначения, где средства поступают для разработки строго определенных программных средств, так и вкладов, рассчитанных на получение прибыли от суммы вклада и не обусловленных созданием конкретных программ.
Фонд, обеспечивающий функционирование ГСПО, формируется из следующих источников:
- вступительного взноса организаций в систему в размере не менее 3 тыс. руб.;
- ежегодного членского взноса организаций — спонсоров ГСПО, где, конечно, мы в первую очередь видим ГКВТИ СССР.
Ряд организаций уже дали информацию о своих взносах в фонд ГСПО. Этот фонд носит некоммерческий (бесприбыльный) характер, расходование его контролируется ревизионной комиссией, избираемой съездом. Средства этого фонда расходуются на следующие цели:
- информационная и методическая деятельность в рамках ГСПО, т. е. организации, вступившие в систему, своими взносами как бы абонируются на все информационные материалы, разрабатываемые в ГСПО (например, каталоги ПС, нормативно-методические материалы и др.) и получают их бесплатно;
- на проведение обидах мероприятий системы, таких как съезды, семинары и конференции;
- обеспечение организаторской работы правления и его рабочих органов.
В свою очередь, коммерческий фонд создается в основном для финансирования разработок на базе взносов организаций, которые будут существенно различаться по размерам, поэтому здесь для контроля расходования средств фонда, по-видимому, необходимо иметь наблюдательный совет вкладчиков фонда, создаваемый по принципам совета акционеров. Вклады в этот фонд могут обусловливаться либо прибылью от вклада, если он не носит целевого характера, либо правом на тиражирование программного средства, разработанного на целевые вклады.
С развитием ГСПО было бы целесообразно рассмотреть вопрос о создании собственного банка системы. Предполагается использовать Московский акционерный инновационный банк, уже входящий в состав ГСПО.
ГКВТИ СССР намерен создать фонд технических средств для ГСПО, что предоставит правлению возможность поддержки и обеспечения наиболее важных работ. В перспективе предполагается создание в рамках ГСПО собственного производства некоторых средств вычислительной техники на базе партнерства с зарубежными фирмами.
Рассмотрим наиболее важные направления деятельности ГСПО.
1. Возможность профессионального общения широкого круга программистов .
2. Выработка совместной позиции и отстаивание от имени ГСПО авторских прав интеллектуальной собственности разработчиков на программную продукцию.
3. Получение широкого круга информационных и методических материалов, причем в отношении многих методик также можно будет установить льготный порядок первоочередного внедрения их в организациях членах ГСПО.
4. Наличие в лице правления ГСПО посредника, который позволит, с одной стороны, пользователям организовывать финансирование на паритетных началах, а с другой,— обеспечивать для членов ГСПО портфель заказов на разработку программных средств.
5. Содействие в подборе исполнителей среди членов ГСПО для разработки целевых научно-технических программ на конкурсной основе.
Эти и другие направления деятельности ГСПО, которые были рассмотрены на съезде, дают все основания считать, что добровольное объединение широкого круга программистских организаций в Государственной системе программного обеспечения может принести пользу как каждой организации, вошедшей в нее, так и стране в целом.
На проведенном съезде избраны правление и ревизионная комиссия.
Принятые съездом решения и документы создали необходимые условия для развертывания деятельности ГСПО.Первыми практическими мероприятиями по развитию ГСПО должны быть работы по заключению соглашений между правлением и организациями — членами ГСПО, которые определят взаимные обязательства, права и ответственность сторон.
Рабочим аппаратом правления по реализации решений, принятых на первом съезде ГСПО, является головная организация ГСПО — Всесоюзный межотраслевой научно-исследовательский институт организации разработки, производства и использования программных средств (ВМНИИПС) СНПО "Алгоритм", в который объединения, предприятия и организации народного хозяйства, независимо от ведомственной подчиненности, могут обращаться по всем вопросам деятельности и вступления в состав ГСПО.
___________________________________________
Нестеренко Б.Н. - кандидат экономических наук
© Информационное общество, 1989, вып. 1, с. 21-25.